О времени и о себе
Ищите женщину, или внедорожная экспансия в северную столицу
Зимой 1995 года руководству строительной компании «Арагорн» пришла в голову мысль: «Подать сюда бездорожное ралли!». Но что это такое, тогда никто не знал. Ответственным за исполнение желания была назначена... девушка. Какими-то умопомрачительными путями ей удалось выйти на связь с московским клубом «4x4» (а «Арагорн» находился в Петербурге). Товарищ из Москвы удивился: «Зачем вам Москва, у вас же есть свой спец в этих вопросах?» Таким образом Злата - так звали девушку, вышла на меня.
В то время я был свободным художником - резчиком по дереву - и занимался изготовлением украшений из можжевельника. И только дважды в год приглашался в столицу «Клубом 4x4» для подготовки трасс для очередных «Покатушек». Убей Бог - не помню, каким ветром меня первый раз туда занесло. Скорее всего, приглашение я получил по рекомендации: сразу после выступления за команду СНГ на Camel Trophy 1992 года я пришелся по душе его организаторам как специалист по ориентированию и картографии, после чего три года катался и Support driver'ом, и рисовал карты, и таскал бревна при подготовке и проведении умершего к сегодняшнему дню этого всемирно известного приключения.
|
|
|
На льду Ладожских шхер. |
Самая первая поездка 2 марта 1996 года. |
На вопрос Златы: «Как организовать бездорожное ралли?» (а по-современному - ралли-рейд), я ответил, что не знаю, а вот помочь в организации чего-то динамичного и компактного - готов. Так состоялись первые в Санкт-Петербурге соревнования для полноприводных автомобилей. За основу была взята трасса для мотокросса в Юкках, хорошо знакомая зрителям. Денег в организацию и по нынешним меркам было «вбито» порядком. Были и зрители, и первые двадцать четыре участника, и призы, и победители.
За первыми последовали вторые соревнования, и тоже в Юкках. Но на этот раз уже 32 участника вышло на старт. Спустя какое-то время Злата предложила: «Смотри, Юра, у нас в обоих соревнованиях принимали участие одни и те же люди. Может быть, нам создать свой клуб?»
Сказано - сделано. Но созданный клуб компания «Арагорн» хотела контролировать. А кому это могло прийтись по душе? Так что, не успев родиться, клуб тут же и приказал долго жить. Но люди, больные своей идеей, остались и не дали этой идее засохнуть. На свежих обломках и был создан наш клуб «Санкт-Петербургский Off-road & 4x4 Club». В начале марта 1996 года состоялась первая клубная вылазка на Карельский перешеек и лед шхер Ладожского озера. В ней приняло участие 17 автомобилей: «Нивы», Toyot'ы, Jeep'ы, Nissan'ы и даже Hyundai. Насколько все, что мы тогда делали, сегодня выглядит наивным! Слава Богу, что никто из нас тогда не убился, хотя один серьезный инцидент все-таки произошел: Hyundai Galopper на полном ходу по льду залива Лех-малахти зацепился левым бортом за замерзший бруствер и сделал 2,5 оборота через крышу. К общему удовлетворению, обошлось без травм и увечий для экипажа.
Клуб начал активно функционировать. В первые годы частыми были общие вылазки в поисках приключений в грязи. Машины, как вы догадываетесь, были абсолютно стандартной комплектации, а 33 колеса на 4-Runner Сашки Верпаховского выглядели тогда чудовищными катками. Кроме регулярных вылазок в течение всего года, клуб стал организовывать и соревнования. Это были и карьерные трассы, и ледовые соревнования, и ориентирование по карте (все-таки в прошлом я был мастером спорта именно по ориентированию), и ориентирование по легенде, почерпнутое мной из опыта Camel Trophy.
Первое боевое крещение в трофи-рейдах
Летом того же года Толик Молчанов и Саня Дерюгин уговорили меня поехать на сильно рекламировавшееся «международное соревнование» в Мурманске - «Арктик-трофи». Ехали в полную безвестность. Денег у меня катастрофически не было, и я подговорил московский «Клуб 4x4» послать со мной Алексея Щербакова, работавшего тогда в журнале «Клуб 4x4», чтобы поехать якобы для освещения соревнований. Из Питера на Кольский полуостров отправилось 4 экипажа: Толик Молчанов на Nissan Patrol, Саня Дерюгин на TLC-60, Боря Гадасин на 24-летнем Range Rover Classic и мы с Лёхой на старенькой «сороковке» (TLC-40). Приезд «заморских» гостей на не менее заморской технике возвел, на мой взгляд, «Арктик-трофи» в ранг серьезного соревнования, ибо кроме нас в нем участвовало три УАЗика, ГАЗ-66, КамАЗ и пять мотоциклистов. Международность событию придавало участие в нем безумного норвежца Йорна на... абсолютно дорожном мотоцикле BMW чуть ли не на «сликах»!
Судейство на первом отечественном трофи-рейде возглавлялось судьей всесоюзной категории по... авиамодельному спорту. Итоги «Арктик-трофи» подводились на основе «гамбургского счета», который в итоге оказался благосклонным к клубным экипажам: экипаж Сани Дерюгина и наш попали в число призеров.
Первая «Ладога»
Вскоре по возвращении из Мурманска Толик говорит мне:«А чем мы хуже? Давай проведем что-нибудь аналогичное», Так родилась идея "Ладоги», ставшей к сегодняшнему дню и визитной карточкой клуба, и крупнейшим российским, да и не только российским, соревнованием на бездорожье. Первая «Ладога» собрала 33 экипажа из Питера, Москвы и Мурманска, и только одного организатора (в одиночку оказалось вполне по силам справиться почти со всеми задачами по организации).
|
|
|
Ладога'97 - на пляже |
На финише первой Ладоги. |
Ладожский плях - "Ладога 1997 года" |
|
|
|
«Арктик-трофи» 97 года. |
Клубный выезд 1997 год. |
Женя Ведерников в броде через р. Печу а 1996 году. В этом же месте он и погиб несколько лет спустя. |
|
|
|
Саня Дерюгин на «Арктик-трофи 1996 года.. |
Совместная поездка с финскими джиперами. 1997 год. |
На "Покатушках" |
|
|
|
Нива латышей в карельской речке. |
Меняем колесо (на "Арктик-трофи 96 года)." |
Первый "Арагорн". |
|
На льду Ладожских шхер. |
Не обошлось, правда, и без инцидентов: во время «пляжной гонки» Mercedes Gelandewagen продемонстрировал «полтора оборота через крышу» с хорошего разбега -слегка за сотню! В итоге получили сломанную руку и всеобщий шок. Вторая неприятность произошла пару дней спустя на «малом оф-фроудном кольце», что расположено чуть севернее Питкяранты. Уже под занавес прохождения кольца, на крутом подъеме С косогором, у легендарном Toyota Land Cruiser BJ40 Сани Дерюгина выбило в «нейтраль» «раздатку» и машина улетела вниз по склону. Зацепившись каким-то чудом, она повисла на сосне, поранив при этом руку штурмана. Не успели несчастный автомобиль поднять на прежнее место, как история повторилась вновь, но на этот раз «сороковка» рухнула на полном заднем ходу в озеро. К счастью, никто не пострадал. Впрочем, это происшествие не помешало Сашке выиграть самую первую «Ладогу».
Если «Ладога» стала, как уже упоминалось, своеобразной визитной карточкой нашего клуба, то «малое оффроудное кольцо» вкупе с пляжной и дюнной гонками стало неотъемлемой частью «Ладожской» программы.
Путевка в бездорожный спорт
Сегодня в общей сложности в клубе 73 члена. Чьи-то имена нам удалось вспомнить, лишь основательно порывшись в архивах, как частных, так и клубных - столь незаметный вклад внесли они в становление клуба. В то же время многие из тех, кто прошел через клубную жизнь, оставили после себя яркий след. Мне приятно назвать имена, которые и сейчас на слуху: неувядаемый «турбо-дед» - Анатолий Викторов, дающий «прикурить» молодежи в свои 65 и сегодня; самый постоянный российский джипер, воюющий с трассами «Дакара», Юрий Пожидаев; наверное, самый отчаянный и бесшабашный в российских ралли-рейдах Алексей Богданов; один из самых успешных и в трофи-, и в ралли-рейдах Борис Гадасин. Это только некоторые из тех, кто был непосредственно членом клуба.
А сколько известных имен прошло через горнило клубных стартов? Помню, как совсем недавно на весеннем первенстве Санкт-Петербурга по офф-роуду приехали выступать два экипажа на «Нивах» из Коломны. Это был их самый первый старт в жизни! Сегодня - это одни из лидеров Кубка мира по ралли-рейдам Александр Хроль и Владислав Ракитянский. Назову еще несколько имен, которые многим из читателей, несомненно, знакомы: Игорь Козлов, Александр Трушников, к сожалению, ушедший уже от нас Евгений Ведерников, Александр Фулиди, Константин Михайлов, Владимир Венглинский, Руслан Мисиков, и многие, многие другие.
День сегодняшний
В наши дни клуб насчитывает не так уж и много членов, но это все люди, по-настоящему «подсевшие на полный привод», одержимые серьезным бездорожьем, находящиеся в согласии с подобным образом жизни. Соревновательная программа, может быть и не такая обширная, как прежде, но насчитывает три серьезных трофи-рейда. Кроме «Ладоги», это еще и «Хляби» (преемник «Bloody Heavy»), и очень своеобразное соревнование в режиме «non-stop» под названием «Вепсский лес». Ассоциация трофи-клубов России, членом которой мы являемся, доверяет клубу проведение одного из этапов чемпионата страны по трофи-рейдам. Сегодня клуб - это и Владислав Быстров - один из сильнейших по итогам прошедшего года. Сегодня клуб - это и представители 12 стран Европы, участвовавшие в различных клубных соревнованиях. Сегодня клуб - это самое известное и крупное в России приключение на бездорожье - трофи-рейд «Ладога». Сегодня клуб - это пять фильмов о наших соревнованиях. Сегодня клуб - это сплоченная команда организаторов и воплотителей всех наших задумок. И сегодня хороший повод поблагодарить огромное количество людей, помогавших и помогающих нам в нашей работе.
А что завтра?
Как раз завтра (а пишутся эти строки 1 марта) нам исполняется ровно семь лет. О чем думается? Сейчас все помыслы о предстоящей «Ладоге», включенной в официальную программу празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Из нового, что ждет ее участников - трансформация «малого офф-роудного кольца» в большое, расширение группы участников «Туризм», создание специальной группы для машин-прототипов «Прото-Спорт», массовый приход участников на квадроциклах в группу «Мото». Наш клуб, кстати, один из немногих, кто принимает на своих соревнованиях «отмороженных» мотоциклистов.
Завтра - это поднятие на новый уровень проведения «Вепсского леса» и «Хлябей» и придание всем нашим соревнованиям действительно международного статуса. В конечном итоге, готовя «приключения», мы стараемся радовать наших участников, и, возможно, лишь для того, чтобы услышать в свой адрес простое человеческое «спасибо».
|