Что такое АТК. |
|
Александр Трушников, президент Ассоциации трофи-клубов России |
Осенью 2000 года в подмосковном пансионате с символическим названием «Дружба» на первую конференцию собрались представители двух десятков офф-роуд-клубов со всех концов России. После бурных дискуссий о будущем трофи-движения определилась главная идея - необходимость объединения очевидна. Ее поддержали единогласно все существовавшие в то время в стране клубы, проводившие массовые мероприятия. Так было принято решение образовать Ассоциацию трофи-клубов России.
Перелистывая спортивные регламенты, вспоминая реальные события на самих соревнованиях, попробуем осмыслить, какие существовали предпосылки создания Ассоциации трофи-клубов, или АТК - как коротко мы называем ее между собой - и чем живет она сегодня.
- С появлением крупных соревнований, в первую очередь трофи-марафонов, таких, как «Арктик-трофи» и «Ладога», среди общей массы «тусовщиков» явно обозначилась группа участников, которым, безусловно, было приятно проводить время в компании близких по духу людей, но они, кроме этого, хотели видеть объективное судейство, основанное на единых для всех четких правилах, главным из которых было прохождение трассы на время в индивидуальном зачете. Этих людей начали называть спортсменами. Так возникла необходимость в классификации участников.
- Клубы-организаторы соревнований начали понимать, что необходимо популяризировать и интенсивно развивать трофи-движение. При этом возникли трудности в согласовании многочисленных мероприятий с местными администрациями. Так возникла необходимость в описании вида соревнований, их принадлежности к конкретному виду спорта и в определенной официальной поддержке.
- Организаторы, используя коллективный разум и свой собственный опыт, создавали «новые форматы» проведения соревнований, включая в них самые различные дополнительные дисциплины, которые добавлять зачастую и не стоило. Так возникла необходимость в единой классификации мероприятий.
- Начали образовываться клубы в различных регионах, которые мало того, что не избежали многочисленных ошибок своих предшественников, но еще и вносили «самобытность» в движение. Соревнования множились, сроки их накладывались друг на друга, участники зачастую затруднялись в выборе «куда поехать». Так возникла необходимость в создании единого календаря внедорожных мероприятий.
- Рост количества участников, их «соревновательного опыта», а самое главное, бурное необузданное развитие внедорожной техники, на которой они выступают, показали, что нельзя объективно подводить итоги без разделения машин участников по классам. Так возникла необходимость в классификации машин по степени их «удаленности» от стандартных автомобилей.
Список этих предпосылок продолжают, может быть, не столь значительные, но отнюдь не второстепенные факторы: безопасность соревнований, квалифицированное судейство, присвоение разрядов и званий, реклама, развитие «трофи» как индустрии бизнеса и пр. и пр.
И вот на первой конференции, инициатива организации которой шла, как говорили в застойные годы, снизу, то есть из рядов самих «трофистов», 14 клубов подали свои заявления о вступлении. Перечислим только города и регионы - Мурманск, Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Брянск, Челябинск, Екатеринбург, Хабаровск.
Участники разъехались с конференции с конкретным итогом - был принят первый общий календарный план мероприятий, а в новый год движение вступило с первым официальным чемпионатом по трофи-рейдам. Был избран руководящий орган ассоциации - Совет АТК, куда вошли представители всех клубов.
Итак, чего же добилась за эти несколько лет Ассоциация?
2001 год. Создана единая классификация машин, участвующих в соревнованиях, основанная на их весовых характеристиках. Согласовывается единый регламент соревнований. Создан официальный интернет-сайт Ассоциации - www.off-road.org.ru. Совместно со Спортивно-туристическим союзом России создана Маршрутно-классификационная комиссия по авто-мототуризму и подведены итоги чемпионата страны по автомобильному туризму.
2002 год. Выработаны единые правила проведения соревнований, пересмотрена классификация
машин, основу которой составил уровень переделок автомашины и параметры геометрической проходимости (дорожный просвет, размер резины и т.д.). Достигнуто соглашение с Российской автомобильной федерацией (РАФ) об условиях для признания национального вида спорта - трофи-рейдов, образован комитет РАФ по трофи-рейдам.
Кульминацией 2002 года стало вручение лент и медалей первым чемпионам России по трофи-рейдам - ими стали экипажи: Владимир Конодо и Алексей Стеценко, Константин Михайлов и Георгий Усенок, Борис Гадасин и Игорь Козлов. Спортивный совет РАФ признал результаты чемпионата и Кубка России, тем самым было утверждено создание нового «национального вида автомобильного спорта».
В 2002 году количество клубов - членов АТК выросло до 22, а география пополнилась новыми городами: Сочи, Тамбов, Орел. Увеличилось количество соревнований и других мероприятий (походов выходного дня, экспедиций и фестивалей).
Какие задачи стоят в 2003 году? Согласование правил проведения соревнований со странами Прибалтики (прежде всего, с Эстонией), создание единой классификации автомобилей и подготовка документов для представления трофи как международного вида автомобильного спорта, формирование условий для проведения международных соревнований северо-европейского региона.
Не менее важной задачей является дальнейшее развитие автомобильного туризма в стране как вида отдыха и проведения досуга, а учитывая размеры страны « природные условия , автомобильный туризм на полноприводных машинах имеет большое будущее. В этой работе клубы, входящие в Ассоциацию, становятся базовыми для организации информационной и технической поддержки автотуристов.
В 2003 году на базе АТК должна определиться единая информационно-методическая структура - центр по автомобильному туризму в России. Задачей его будет не только предоставление достоверной информации по объектам автотуризма, но и участие в подготовке техники и обучению экипажей для передвижения в тяжелых дорожных условиях в длительных автономных путешествиях. В частности, для этой цели Ассоциация трофи-клубов формирует единый информационный интернет-ресурс www.off-road.ru и www.offroad.ru.
Уже сейчас можно сказать, что многие мероприятия, проводимые клубами АТК, являются самыми массовыми в мире: это крупнейшее внедорожное приключение на бездорожье «Ладога-трофи», самое массовое в Центральном регионе - «Александр Браун-трофи», тяжелейшие трофи-рейды, проводимые в Северо-Западном регионе - «Вепсский лес», «Тосненские болота» и «Хляби», увлекательное своими правилами соревнование в Уральском регионе - «Заха ББ», серия экспедиций на Дальнем Востоке - «Направление». А в 2003 году к ним добавится еще и увлекательный трофи-рейд «Москва-Сочи» с возможностью участия «одноприводных» автотуристов и возрождаемая легенда - «Арктик-трофи» на Кольском полуострове.
Удачи и полного привода всем. читателям журнала!
|