Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Как это было репортажи Bloody Heavy
Репортажи
Внедорожное движение в России
История внедорожников
Страницы памяти

Игорь Губарь         

BLOODY HEAVY экстремальный трофи-рейд

Глоссарий:
Джип - любой внедорожник, особенно Jeep;
Винч, лебеда - лебедка для вытаскивания пункта первого, производные глаголы - винчеваться, лебедиться;
Хай-джек - "привет Джэк", на самом деле гениальное изобретение мужика из американской глубинки, очень высокий домкрат;
Рэйндж - Range Rover, 77 года рождения, любимый автомобиль Королевы и нашего Командора;
GPS - глобальная спутниковая система позиционирования, этакое космическое "Ау-у", определяет точные (до 10 м погрешности) координаты прибора.

День первый. Соус из глины

Правду говорят джиперы, что последнюю ночь перед стартом лучше всего провести с любимым. Джипом. Лучше, если это будет происходить где-нибудь в лесу или в поле - в общем, вдалеке от цивилизации. При свете переноски можно сделать много: подключить отказавший цилиндр и лебедку, загерметизировать проводку, чего-то подтянуть, обязательно постучать по колесам и посокрушаться по поводу неустановленной защиты сошки. Потом сбегать к организаторам и, узнав, что старт группы назначен на девять утра, быстро отметить успешное начало и, с трудом добавив час к высветившимся на циферблате 03:30, завалиться спать в сапогах и куртках. Так оно было.

Расскажу немного о соревнованиях. Bloody Heavy, или в русской транскрипции Блади Хэви, проводится питерским "Off Road и 4х4 Клубом" каждый год осенью. Как говорят знающие люди, Блади Хэви - это для тех, кому мало "Ладоги" и "Арктик-трофи". Каждый километр трассы труден настолько, насколько это возможно. Трасс пять. Четыре основные и пятая - для финалистов. Максимальное количество участников ограничено 32 машинами. Наш номер был 29. В первый день мы попали на первую же трассу. В нашей группе было два Nissan Patrol - короткий и длинный, собственно мы на Range Rover и монстр Chevrolet К5 на 38,5-дюймовых колесах. Народ подобрался опытный и решительный. Маршрут начался с длинной, километров в пять, глинистой дороги. Это была классическая, липкая, как разжеванная жвачка, и серая, как небо над нашей головой, глина, обещающая подмочить репутацию не одному джиперу. А тут еще и дождь пошел. Реальный дождь, мокрый и за шиворот. Через полчаса месива на мне не осталось сухого места, даже видеокамера отказала, показывая на экране только дождевую каплю и тотчас выключаясь. По обеим сторонам так называемой дороги булькала бурой грязью и лягушками канава шириной метра в полтора и крутыми откосами, а параллельно шла просека, кое-где преграждаемая упавшими деревьями. По этой вот просеке нас и догнала стартовавшая после нас группа, которую вел Борис Гадасин - глава "Land Rover клуба". Выскочив, как чертики из коробки, на трассу, они сразу завязли, подергали друг друга взад-вперед и снова свернули на просеку. Видно, на сей раз не совсем удачно, потому что из кустов еще долго доносились крик штурманов и треск ломаемых кустов.

Тем временем, подтягивая друг друга лебедками, группа двигалась дальше. За глиной началась лесная дорога, упирающаяся в брод. Казалось, что после того, что было, нам любое море по колено. Отнюдь. За полметра до берега правое колесо попало в яму, и последующие минут пять я с интересом наблюдал, как в салон просачивается холоднющая вода. "Ничего, зато коврики помоем", - пронеслось в голове. Зацепившись за дерево, мы отвинчевались, встали на пригорке, открыли двери - просушиться. Почти уже совсем стемнело, а впереди - еще километров пятнадцать неизвестно чего. Это самое "неизвестно" ждало нас совсем скоро. Длинный Patrol, сворачивая с трассы в лес, чтобы обогнать застрявшую перед нами группу, напоролся на брошенный кем-то трос, намотал его на кардан и остановился. Наш механик - "очумелые ручки" - побежал посмотреть на беду и вернулся совсем грустный - Nissan этот уже никуда не поедет. Правилами оговорено, что группа, финишировавшая в неполном составе, снимается с соревнований. Бросить машину можно только в случае, если она совсем мертвая. А тут, казалось бы, мелочь - ну трос намотался. Парни из Nissan оказались не слишком хорошо знакомы с механической частью своего Patrol и только чертыхались, ползая под ним. Время приближалось к полуночи. Наш механик Серега - добрая душа - пошел спасать положение. И спас, насколько мог. Кардан сняли, открытое заглушили, болтающееся подвязали. Немного поругались, мол, что делать - ехать дальше или вернуться. "Патрольщики", полные решимости продолжить веселье, не нашли понимания у группы. В регламенте ничего не было сказано о сходе с трассы в критических ситуациях, и решение приняли - возвращаться и искать асфальт. Nissan без переднего моста ехать не хотел. Великий и могучий Ваня на Chevrolet взял его под уздцы и, мучая коробку, волок по грязи до брода. Почувствовав относительно твердое покрытие под колесами, ребята из Patrol закричали, что дальше хотят ехать сами. Нам было уже все равно, потому что настало 4 утра, а завтра - новый старт, спать на мокром, да еще с машиной придется повозиться. В общем, мы просто ехали, не обращая внимания на кочки, грязь и лужи под колесами.

День второй. Пикник у обочины

Этот этап начался для нас с приятной неожиданности. После подведения итогов мы оказались в верхних строчках рейтинга, попав в категорию "А" - что-то вроде "лучшие из лучших". С нами на трассу под № 2 собирались "чемпион всего на свете" Борис Гадасин, веселые парни на непонятно из чего слепленной "Черной Каракатице", а также УАЗ с симпатичными и улыбчивыми Лешей и Таней на борту. Забегая вперед, скажу, что этот день нам достался как бы в качестве компенсации за вчерашние мытарства. С утра засветило не по-осеннему теплое солнышко, тучи развеялись. Старт перенесли на более позднее время, мы спокойно позавтракали и с легким сердцем отправились на трассу.

Предчувствия нас не обманули. Маршрут пролегал в живописнейших местах. Описывать их сухим языком прозы я просто не решаюсь. Под лучами солнца казавшаяся вчера еще хмурой природа преобразилась. Осенние краски заиграли всей палитрой желтых и красных тонов. На небе ни облачка. Жизнь прекрасна. Я не могу сказать, что трасса была простой. Грязи, небольших болот и просек было предостаточно. Но все это проходилось на удивление легко и весело. Заметные трудности у нашей группы возникли лишь пару раз. Сперва был брод с почти отвесным противоположным склоном. Самостоятельно на него вскарабкаться не смог никто. Но и это нас не удручило. Что тут страшного - размотал лебедку, прицепил к дереву: пара минут - и ты на берегу, попиваешь кофеек, греешься на солнышке. Вторая засада ждала в лесу, на просеке. Завал из полусгнивших бревен мы преодолели хоть и не без помощи лебедки, но сравнительно быстро. Настолько быстро, что в лагерь приехали еще до полуночи.

На самой последней точке мы попали в какую-то, прямо как у Стругацких, "зону". Полуразвалившиеся пакгаузы, торчащая арматура, переломанные пополам и сваленные в кучу бетонные блоки, глухие заборы и пелена тумана, висящего, как "ведьмин студень", над низинками и дорогой. А тут еще заунывно завыла сирена. Мрачный пейзаж не испортил настроения, мы решили остановиться на сухом и устроить "пикник у обочины". Жизнь казалась прекрасной, о завтрашнем не думалось.

День третий. Джиперское счастье

Вот оно - джиперское счастье по полной программе: полдня в болоте по самые бамперы. Беганье по кочкам, рискуя провалиться по пояс, с тросом от лебедки в руках, вопли штурманов с последующей руганью пилотов, ободранные деревья, визг бензопилы и стук топоров, а ко всему прочему - никаких дорог или просек. Представляете - прорубаться по болоту, заросшему елками и березами, или копошиться в колее, оставленной более легкой машиной, проваливаясь буквально ежеминутно. Лебедка, казалось, выработала половину своего ресурса, тягая и тягая трехтонную махину, облепленную черной торфяной жижей. Хорошо, хоть погода не портилась. А еще оказалось, что на этом этапе отведен лимит времени: не успел - получи штрафные очки.

С нами в группе были ГАЗ-67Б "Блоха", "заделанный" по кончик антенны Wrangler из Эстонии и УАЗ. Более легкие "Блоха" и Jeep рванулись по открытым местам, маневрируя между деревьями, и быстро пропали за болотной порослью. Правда, ГАЗ-67 умудрился застрять почти на час в пятидесяти метрах от съезда с дороги. Не знаю, что они там делали, но шум и гвалт стоял неимоверный. У ребят на УАЗе была бензопила, поэтому они шли напролом и прямо на точку выхода. Эстонцы уже, кажется, выбрались совсем. Освобожденная из торфяного плена "Блоха" "доскакала" до нас, сзади было слышно, как пробивается новая группа. Мы уткнулись в дерево, назад - разбитая нами же колея - смерть джипу, вперед - никак. Делать нечего, побежали за пилой. "Вжик", - сказала финская лесопилка, мы свободны. Между елочками забрезжил просвет, казалось, что победа над болотом близка, стоит лишь пересечь вонючий ручеек.

Я пошел вперед посмотреть дорогу, Олег возился с видеокамерой. Мы уже расслабились. Пенек оказался ровно такой высоты, чтобы согнуть буквой "зю" нашу рулевую тягу.

Посокрушались мы немного, чуть-чуть поругались, и Серега полез под машину снимать погнутое. Честно говоря, это была наша первая подобная "засада", так что суеты было много, но тягу подровняли до состояния "маленькая буква "зю".

После болота пошла просека, изобилующая спрятанными подо мхом пнями. Чтобы не повторить ошибок, ехали медленно, а штурмана, то есть меня, пустили бежать впереди. По рации начались переговоры, которые могли означать лишь одно - куда дальше, никто не знал. Показания GPS не совпадали и не соответствовали местности. То есть мы уже должны были видеть вешку, но не видели. Штурманы трех машин разбежались по трем сторонам. Помните: налево пойдешь - коня потеряешь и так далее. Долго ли коротко ли шли штурманы по тропкам и дорогам, однако донеслись из дальних кустов дикие вопли, в которых читалась архимедовская "Эврика!".

Когда знаешь, куда ехать, приедешь быстрее. Поэтому, вероятно, мы влетели в лагерь, когда не было еще и шести.

Надо сказать, что хоть это и был самый короткий для нас день трофи, но устали мы смертельно. Болото обладает свойством держать в напряжении постоянно. Кайфа там не много, но драйва хватает, надеюсь, вы меня понимаете. А если нет, приезжайте хотя бы на тусовки нашего "Белорусского клуба "4х4" - поймете.

Еще этот день ознаменовался появлением "фразы трофи". Пеэтс - пилот из эстонской команды, говорящий с забавным прибалтийским акцентом, - засадил свой Wrangler в самый центр трясины, поболтал о чем-то со штурманом по-эстонски и, обернувшись к нам, крикнул (мысленно добавьте соответствующий акцент): "Тутт везде мяккое мессто!". Представляете, как мы перевели эту фразу с русского на русский!

День четвертый. На круги своя

В одну реку нельзя войти дважды? Черта с два! Маршрут 4а, на который нас "посеяли" в последний день трофи, пролегал по тому же болоту, которое мы вчера с треском форсировали. Вот только теперь его состояние было близко к обморочному. Группа, которая шла следом, ткнувшись в разбитую донельзя колею, встала и начала выкапываться, отказавшись в конце концов от преодоления непреодолимого. Ваня на монстре раздолбал трясину окончательно. Парнишка, первый раз вышедший на офф-роуд, с ходу влетел в самое не скажу что. Так его вытаскивали назад шесть часов. Представляете - полсотни метров за шесть часов!

На сей раз наша группа состояла из трех экипажей - многоопытного Саныча на Range Rover, "реальных" весельчаков "Танкистов" на Discovery и нас - грязных, потрепанных, но не сдающихся. Мы-то заранее знали, куда лезем, а парни тут ни разу не были. К счастью для нашей группы, с нами был Саныч, чей трезвый расчет нам и помог. Штурманы разбежались по бокам колеи искать другие пути. И нашли метрах в тридцати севернее. Небольшая перегруппировка - и мы въезжаем на зыбкий грунт. "Диско" бодренько лезет вперед. Мы аккуратно ползем следом, стараясь не попадать в колею. Саныч садится почти сразу - ему просто некуда деваться, мы разбили всю дорогу, сорвав верхний слой мха. Саныч орет на штурманов, они отругиваются, отматывая лебеду. Нам жалко Саныча, но, что поделать, сами были в хвосте группы, знаем, что это значит. Мы ползем очень аккуратно и на сей раз проходим болото, всего пару раз отвинчевавшись.

Пришлось строить настоящую гать, почти мост, через болотный ручеек. Мы вырубили весь сушняк в радиусе пятисот метров, покидали его поперек "дороги". Потом пришел Саныч и заставил нарубить еще столько же и уложить грамотно, не оставляя дырок, а еще пеньки поспиливать, которые на пути торчали. Тем временем мы занимались любимым делом - ровняли рулевую тягу.

Олег, кажется, чуть поторопился, я чуть зазевался, и мы сели на пень, уткнувшись карданом в комель бревна. Бревно тут же распилили, выдернули то, что торчало под машиной. Пенек просто-таки раскромсали бензопилой. Однако машина сама ехать не желала, жужжа грунтозацепами по мху. Саныч подобрался к нам сзади, уперся бампером в дерево, зацепился лебедкой да еще перебросил ее через блок. И-и раз, шпок! Усилие в десять тонн оторвало проушину, с легкостью срезав полудюймовый болт. Видно, за передним мостом притаился еще один пенек, будь он неладен. Уж не помню, как мы с него слезли - то ли с помощью хай-джека, то ли ручками. Передние колеса "Рэйнджа" стояли как-то странно, да и руль почему-то не поворачивался совсем. Тут я вспомнил, что, когда мы выезжали на трассу, зашел разговор об особенностях конструкции Range Rover. Мы жаловались на рулевую сошку, а Саныч напомнил о необходимости снять демпфер рулевого механизма, а то можно помять. Не хочу сказать - сглазил, но сплющенный демпфер нам пришлось снять, а заодно и заднюю рулевую тягу подровнять. Серега - наш технический гений - спас ситуацию, почти все сделав сам, отгоняя нас, чтоб "не мешали помогая".

Демпфер валялся в багажнике, бутерброды с консервами болтались в желудках, мы ехали по знакомой просеке. Ощущение, что на сегодня хватит, начало появляться все чаще. На результаты сегодняшний день повлиять уже не мог, все и так ясно, а вот угробить машину под финал - элементарно. Короче, мы с готовностью откликнулись на провокацию сократить немного трассу, выбросив из нее неизвестный поворот, который уводил нас в новое болото километров на пять в сторону, и двигаться сразу к последним точкам. Эти версты ничем примечательным себя не отметили, тем более что были изъезжены нами вдоль и поперек еще в первый день. Вот переправа через речку в полной темноте - это казалось трудным. Отнюдь! "Рэйндж" плюхнулся, как утомленный солнцем бегемот, в мутную воду, легко перебрался на другой берег, повертев слегка задком на раскисшей глине склона. Консилиум пилотов, куда ехать, постановил выбираться на дорогу и шуровать домой, отмечать факт, что все остались живы, включая наши "пепелацы".

День пятый. Домой!

Он тоже прошел. Были церемония награждения победителей, прощания, обещания, мытье машин, собирание пожитков. Большую часть перечисленного мы проспали. Домой собрались в полной тьме. Однако эти гостеприимные места не хотели нас выпускать. На асфальте вдруг появился жуткий шум, и "Рэйндж" потянуло влево. Спешившись, увидели уныло торчащие в разные стороны передние колеса. Сомнений не было - опять тяга. Видно, мощный гидроусилитель согнул ее снова, а на мягком грунте и невысоких скоростях никто этого не заметил. Делать нечего - сняли, повозились, разогнули, как могли. Долго потом выставляли схождение, ныряя под колеса с рулеткой и ключами.

Дальше была дорога домой, волки, перебегающие шоссе, гигантский филин, вылетевший из леса, поиски бензина подешевле, ориентирование на местности (легенду мы потеряли), граница. В Минск мы въезжали на рассвете, чувствуя себя победителями. We made it!

К началу

Copyright © 2000
E-mail: Юкола-Инфо