Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Как это было репортажи Bloody Heavy
Репортажи
Внедорожное движение в России
История внедорожников
Страницы памяти

Праздник без дна

Андрей Погорелов
Журнал «Полный привод 4х4» № 1, 2004 г.

Обожаю праздники. Новый год, Первомай, день рождения и так далее. Все они встречаются на подъеме моральных и физических сил, с распахнутой душой и горящими глазами. Но есть среди этого великолепия один, вызывающий совершенно иные ощущения. А ведь тоже праздник – праздник последней гайки.

Его-то мы и отмечали в день нашего отъезда на третий этап Кубка России по трофи-рейдам. Выезд был назначен часов на двенадцать дня, но поскольку торжества затянулись, двинуться с места удалось лишь к семи вечера. А предстоял еще ночной перегон в сторону Питера с поворотом на Тихвин и затем на Лодейное Поле. Места, в общем, известные. Да-да – тот самый Вепсский лес, в чащобах которого недавно проходили суперэкстремальные соревнования с одноименным названием( 1 ). Да и многие другие соревнования также проводились в его окрестностях.

Событие, участниками которого мы оказались, традиционно для этого времени и места, хотя и получило в этом году новое название – «Золотая бочка Бездна». Название, родившее немало догадок: бездна или без дна? В результате гадающие сошлись на том, что, как проедется - так и прочитается.

История самих соревнований ведет свой отсчет с широко известных «Bloody Heavy», затем поменявших название на «Хляби», которые превратились, наконец, в «Бездну». Хотя как ни назови, что ни придумай и какого спонсора ни привлекай – «Bloody» они так и останутся «Bloody».

После суточных «гонок на лафетах» (средняя скорость нашего «автопоезда» равнялась примерно сорока километрам в час) мы, наконец, прибыли в лагерь, расположенный рядом с деревней Ярославичи. До окончания техкомиссии оставался всего час, и мы со скоростью, выгодно отличающейся от скорости нашего передвижения, принялись подготавливать машину. К счастью, успели. Затем, уже в полной темноте, поставили палатку и без ужина, сил на который все равно уже не было, завалились спать. Последняя мысль, навестившая мозг, была о грядущих победах. Сны не снились.

День первый

Несмотря на всю сложность маршрута, регламент был щадящий: три дня – три трассы. В крайний день – еще и ночная. Основной задачей было не сломаться в самом начале и самостоятельно дотянуть до финиша, так как любая помощь извне, и уж тем более эвакуация с этапа, автоматически приводила к дисквалификации.

Вначале - о первой трассе. Зачет «Рейд», участники которого были объединены в команды по 2 – 3 автомобиля в каждой, жил своей жизнью. Так как трассы были разнесены по дням и с рейдовиками остальные джиперы обычно пересекались по вечерам, все обменивались впечатлениями и рассказывали друг другу о том, что кого ждет в будущем. Однако погода постоянно вносила свои коррективы: например, сравнительно неглубокий брод, который первыми проходили автомобили категорий ТР-2 (модифицированные) и ТР-3 (прототпы), через пару дней из-за дождей превратился в весьма серьезное препятствие; небольшое болото, которое, по словам колоритного Марека Гетки, «просто ехалось», а лебедка разматывалась исключительно для того, чтобы «не дать закиснуть механизму», лично для нас превратилось в ночной кошмар.

Трасса первого дня для ТР-2 и ТР-3 началась непосредственно от дороги - довольно крутым подъемом. Многие начинали «лебедиться» уже здесь. Мы тоже пошли по стандартному пути и размотали лебедку. После чего «тапку в пол» и – вот она, вершина! Пришлось даже притормаживать на подъеме, чтобы сверкающие пятки штурмана, бегущего впереди, дабы спасти трос от наматывания на бешено вращающиеся колеса, не побили фары.

Подъем преодолели без дополнительных спецсредств, что наполнило наши сердца заслуженной гордостью и легкомысленной надеждой на достойное завершение гонки. Увы, подъем в гору без лебедки оказался единственной радостью за этот день. Все остальное было бесславно - дальнейшее развитие событий показало, что нас ждут результаты, значительно более скромные. Длинная рулежка по лесу, затем два небольших болота, неприятных лишь тем, что прошли мы их исключительно «на лебеде», затем вырубка, некоторое подобие гати и - наконец, финиш. Несколько ошибок штурмана, неточности в пилотировании задержали нас, и, хотя путь был не самым сложным, в отведенный лимит времени мы не уложились.

Первый день принес потери не только нам. Обидно было за ребят из Москвы, откликнувшихся на призыв организаторов поучаствовать в категории ТР-1 ( 2 ). Примчавшись из столицы с настроем исключительно на победу, они оказались в своей группе единственными, в силу чего решились пойти по трассе ТР-2. И впрямь – не уезжать же не повеселившись! Но видавший виды стандартный «Дискавер» (Discovery) схватил гидроудар в первом же броде - через двадцать минут после старта. Так что повеселились ребята вполне… А экипаж из Тамбова на «семидесятке» (Toyota Land Cruiser 70) остался в болоте на все последующие дни соревнований, хотя парням все-таки удалось починиться и выбраться на свободу без посторонней помощи.

Вернувшись в лагерь, мы посчитали первые «пробоины»: за относительно короткое время потеряна рулевая тяга и чуть не потерян передний мост: раскрутились стремянки, и безвозвратно ушла верхняя площадка рессоры. И если с тягой все разрешилось сравнительно быстро, то с мостом было сложнее: площадки в запасе у нас не было. Возникшие было черные мысли о сходе быстро улетучились, как только взгляд упал на наш сиротливо стоящий рядом «тягач». Если есть ремнабор на колесах, что еще нужно для счастья?

День второй

Не самый сложный день. Сама трасса была короткой и целиком проходила по дороге с глубокой колеей. Лишь в самом начале ждали две «засады»: первой был брод, в котором для усложнения въезд и выезд были разнесены метров на сто, и метров через пятьсот после брода – глубокая канава, выбраться из которой без помощи лебедки и хай-джэка было просто нереально. Подъехав, обнаружили, что все «места в партере» уже заняты. Пришлось искать объезд. Сначала затащили УАЗик почти вертикально вверх, затем выставились – и также вертикально вниз. Чуть-чуть «подлебедились» - и снова оказались в колее. Все живенько и со вкусом.

Единственная потеря в этот день - потеря штурмана в броде: перепрыгивая с камня на камень, он оступился и закрыл купальный сезон в безвестной речке Вепсского леса.

Затем по программе было: возвращение в лагерь, заботливый уход за машиной и упоительное переодевание в сухую одежду. Оставшееся время решено было посвятить осмотру местных достопримечательностей. Главным (и заключительным) местом указанного осмотра оказалось передвижное кафе питерского клуба, которое, выезжая на все соревнования, снимает тем самым насущные проблемы, связанные с питанием и проведением досуга участников. После того как мы там отобедали, все перекусы с бутербродами и иностранным продуктом «Доширак» воспринимались исключительно как гастрономический мазохизм.

День третий

Ничего выдающегося и экстраординарного, хотя назвать трассу простой язык не поворачивается. Стандартный набор удовольствий, предоставленный участникам господином Овчинниковым со товарищи, был преодолен без потерь и во временных рамках приличий. К этому времени мы уже плотно заняли четвертую строку в таблице результатов, и разрыв с остальными участниками как с той, так и с другой стороны был довольно большим. Единственное, что грело – это то, что мы остались единственными представителями отечественных производителей. Все остальные участники значились под названиями «прототип» и «Toyota Land Cruiser». УАЗ оставался один – наш.

И наконец - долгожданный старт ночного этапа. Для кого-то он стал дорогой к пьедесталу, для нас превратился в дорогу к жизни. Именно на этом этапе сказалась наша тактическая неподготовленность; да и машинка уже подустала и напрочь отказывалась рулиться. Впрочем, вполне возможно, что ощущения были весьма субъективны: просто не хватало уже сил проворачивать «богера» в разбитой колее. Там, где была необходима филигранная рулежка между деревьями, зайти на нужную траекторию удавалось с третьего, а то и с пятого-седьмого раза. Кроме того, стало выбивать заднюю скорость, и езда превратилась не столько в противоборство с трассой, сколько в борьбу с родной машиной. Несмотря на то, что этот этап был усложнен ночным временем суток, лимит на прохождение остался прежним – семь часов. К пяти утра мы едва прошли половину трассы и только подступились к болоту. На прохождение первых ста метров болота ушел час. Время безвозвратно утекало, и стало ясно, что ни в какие временные рамки мы не вписываемся. Поэтому решили поспать и двигаться дальше уже утром.

С утра и появились основные проблемы, из-за которых наше путешествие по крайней трассе продолжалось ровно сутки. Сначала ошиблись в выборе траектории. Затем при очередном «винчевании» разворотили «губы» у лебедки и в довершение порвали трос. От окончательного краха спасало только то, что трос порвался не до конца и держался на последней жилке. Подмотались, отремонтировались и поползли дальше. Когда выбрались на относительно сухое место, уже стемнело. К этому времени лебедка высосала оба аккумулятора и почти перестала тянуть. Чтобы как-то облегчить ей задачу, оставшуюся дорогу просто прокопали и с помощью сэнд-траков метр за метром продвигались к заветному финишу, коего и достигли спустя 24 часа после старта. Как говорится, вес был взят – вот только зрители уже разошлись.

Трогательной встречи на финише не случилось: соревнования давно завершились, и участники разъехались по домам. Посреди поляны в скорбном одиночестве уныло стояла наша палатка. Сил хватило лишь на то, чтобы стянуть с себя грязные шмотки и заползти в спальник.

Утро обозначилось хмурым небом и не менее хмурым лицом Толи Молчанова, который ехал за трактором, чтобы вызволить нас из Вепсских болот, и лишь случайно заглянул на место лагеря. Попеняв за несданную контрольную карту, он сменил гнев на милость, посадил нас в машину и отвез в бывший штаб соревнований, где накормил завтраком, подробно объяснил дорогу и выпроводил восвояси. Обратный путь ничего нового, кроме дополнительной усталости, не принес. По прошествии еще одних суток мы, наконец, «вылетели» на МКАД, распугав окружающих видом своего каравана.

В заключение о главном. А главное – это искреннее чувство благодарности питерскому клубу, лично Юрию Овчинникову, Анатолию Молчанову и многим, многим другим за соревнования, которые, как бы ни назывались, по-прежнему остаются эталоном подготовки и проведения трофи-рейдов. И еще за то, что они в который раз позволяют всем желающим приобщиться к празднику под названием «офф-роуд».

(1) См. «Полный привод 4х4» ноябрь - декабрь 2003
(2) Стандартные автомобили