Ladoga Trophy 98 глазами пилота экипажа N39
Трофи рейд Ладога... Пожалуй, для меня это важнейшее автомобильное событие года и тем более хочется рассказать о нем подробно. Но на этот раз задача сложнее, чем в прошлом году. В 1997 году организация мероприятия была несколько иная - все шли одной большой колонной, что наряду со с большим числом недостатков позволяло зато видеть каждый день множество экипажей, людей и машин в действии одновременно. Кроме того, тогда я ехал в качестве штурмана, на этот же раз пилотом. Итого гораздо больше воспоминаний о дороге перед глазами, поведении машины, рулежке, картах и меньше впечатлений от работы друзей-соперников. К тому же как у пилота своей собственной конкретной машины взгляд на чужие не может быть до конца объективным. Но тем не менее попытка не пытка.
День нулевой
Да именно нулевой - трофи рейд для меня начался чуть раньше, чем я планировал. 26 июня после непрерывной недельной подготовки машины к рейду в 11-00 вечера я загрузил в нее все нужные и ненужные вещи и сел за руль с целью заехать домой к штурману и произвести окончательную укладку. Машина готова к тяжелым дорогам как никогда - слабые места можно пересчитать по пальцам и все они связаны с электрикой: не работает один габарит, бардак с проводами под торпедой и стартер возрастом 18 лет. Поворот ключа и... вместо уверенного звука стартера я слышу жалобное стрекотание. Втягивающее! Несколько повторных попыток, постукивание по стартеру и по втягивающему реле, зачистка клемм на аккумуляторе, прыжки с бубном вокруг машины - результат нулевой. Засучиваю рукава, снимаю стартер, разбираю, зачищаю все контакты, ставлю на место. Новая попытка. Результат тот же, но звук на этот раз другой. Еще несколько щелчков и мотор, взревев, заводится.
Еду к приятелю и естественно ни о какой укладке вещей уже речи не идет - засыпаем вповалку между тюками и сумками, живописно разбросанными по всей квартире.
День первый
С утра впопыхах складываем все в машину и я с дрожью поворачиваю ключ в замке зажигания. До этого специально никаких разговоров о стартере не велось, дабы отвлечь его внимание. Маневр срабатывает - машина заводится с третьего раза, дважды щелкнув перед этим окисшими контактами внутри реле.
Кстати о машине. Как и в прошлый раз это опять НИВА 2121. На этот раз 1980 года выпуска. Старушка переживает вторую молодость и весьма бурную, а временами так просто тяжелую.
Из салона убрано почти все что можно - начиная от задних сидений и кончая декоративными панелями и шумоизоляцией (последняя просто рассыпалась в прах). Зато добавлен каркас безопасности и СВ рация. Места крепления подвески к кузову усилены, арки вырезаны и по возможности выбиты внутрь, в них установлены 30-ти дюймовые колеса от ГАЗ-69 модели Я-101, поражающие воображение своим злобным протектором. Двигатель когда-то был 1600, форсирован в фирме RRT, объем увеличен до 1700, облегчен, сбалансирован, отполирован, etc-etc. Вся высоковольтная электрика кроме трамблера дублирована и вместе со всем до чего удалось дотянуться перенесена в специальный отсек защищенный от попадания воды. Все остальное по возможности загерметизировано. Воздухозабор двигателя можно переключать на салон ну и еще некоторые приятные мелочи. Сразу же хочу поблагодарить всех, кто так или иначе помог мне в подготовке моей машины. Это Казино Фортуна (спонсорская помощь), фирма RRT (такие бы моторы да всем отечественным машинам - правда желательно чуть подешевле) и Олег Шашков (мало кто разбирается в трансмиссии Нивы как он).
Итак, выдвигаемся к месту старта - на Исаакиевскую площадь. Там уже собралось примерно две трети участников. Первым делом поражает количество специально подготовленных машин, особенно бросается в глаза команда мощных финских Range-Rover'ов на 36-ти дюймовой резине. Им не уступает Range Светы Зайцевой. Чуть послабее выглядит Range НорденТранс и еще несколько в более-менее стандартной комплектации.
Отмечаю, что на этот раз присутствует как минимум три LandRover Defender (в прошлом году был один), но зато всего пять Нив - три из Латвии, одна из Москвы (женский экипаж во главе с Твердохлебовой Евгенией) и вашего покорного слуги.
Два УАЗа. Первый всем хорошо знаком - кто не знает 60-ти летнего директора ЗАО ЦАРМ Анатолия Викторова (по кличке ТурбоДед) и его UAZ of "чего ТурбоДеду вздумается". Второй оказался аж из Польши. Причем вид у него с первого взгляда был самый прозаический - у нас такие по улицам ездят толпами. Но это только на первый взгляд. На второй становятся заметны мощный кенгурятник и не слабая лебедка на нем, обилие защит под днищем, по два амортизатора на каждое колесо и каркас безопасности внутри. Все вещи грамотно уложены в герметичные пластиковые баки принайтованные внутри кузова прочными стропами на месте отсутствующих задних сидений. Анатомические передние сидения с пяти-точечными ремнями завершают картину.
Долгие представления участников со славословиями комментатора и наконец желанный старт. На этот раз все перемещения происходят не в колонне, а по отдельности. Каждому участнику выдана легенда на все 7 дней трофи за исключением спецучастков и именно по ней все по очереди направляются к месту проведения пролога - песчаному карьеру на 63-ем километре мурманского шоссе.
Мы с ходу нарушаем легенду и несемся на авторынок :), где покупаем новое втягивающее реле. Подходя с ним к машине я демонстративно подымаю его на вытянутой руке и в воздух сообщаю, что если некоторые детали в машине слишком много о себе думают, то хватит не более получаса чтобы им отправиться ржаветь на ближайшую помойку и они могут даже не надеятся чтобы остаться "на запчасти". Как вы понимаете, больше в эту поездку мы проблем со стартером не имели.
Но вот и любимый карьер. Разгружаем машину, спускаем давление в колесах до 1.2 (по дубовой Я-101 этого вообще не заметно) и отправляемся на просмотр трассы. Два песчаных подъема, два спуска, обширная лужа длинной метров 20 - в общем ничего особенного. На просмотре все проезжают без особых проблем. Один из финнов тащит за своим Range-Rover'ом здоровенный прицеп с запчастями и не смотря на него легко всюду проходит. На удивленные вопросы он величественно сообщает, что всегда и всюду ездит только с ним.
На выходе из воды волна подымаемая автомобилями размывает небольшую ступеньку. Я вижу ее, но решаю что она не стоит внимания и еду напролом. Как бы не так! Наподдает за милую душу аж передние колеса в воздух отрываются.
Но вот пошли старты на время. Куда девалось всеобщее спокойствие и уверенность, куда пропали легкие места и несложные повороты! Адреналин вносит свои коррективы и вот уже одна за одной машины не могут с первого раза взять подъем, промахиваются в поворотах, сбивают вешки, выскакивают мимо трассы на песчаный откос.
ТурбоДед с такой силой влетает в ступеньку на выходе из воды, что передний мост УАЗа уходит в воздух на полметра, но УАЗ выдерживает.
Следующей идет Toyota Саши Фулиди и врезается в эту же ступеньку с не меньшей силой, но с еще и вдобавок повернутыми колесами. Toyota не выдерживает - отрывает крепление передней рессоры и передний мост съезжает со своего места назад. Минут сорок занимает операция постановки с помощью домкратов, лебедки, лома и этакой матери моста на свое место и Toyota освобождает трассу, печально направившись в сторону города. Кто-то с грустью говорит: "Да, для Саши Ладога-98 закончилась в первый день?" |
|
Но вот и моя очередь. С ревом срываюсь с места на второй пониженной, взлетаю на подъем, узкая дуга, спуск, влетаю в воду (за секунду до этого штурман включает дворники), выписываю кривую объезжая коварную ступеньку слева, из-за этого теряю траекторию, затем скорость и не беру второй подъем. Да ко всему еще и глохну - все же передачи переключать надо хотя бы изредка. Напоминаю втягивающему реле про запасное, лежащее среди запчастей, завожусь с первого раза, откатываюсь назад, подъем и далее остаток трассы проходит без запинки. Но время уже потеряно и результат всего лишь 18-ый. Увы.
Лучшее время у Яниса Лазданса на подготовленном Jeep Cherokee. 2 и 3 места у Латвийских Нив (Юрис Брикис и Освалдс Путниньш). 4-ое - у Александра Астахова на Jeep Wrangler.
Далее участники разделяются. Спортивный зачет - для автомобилей с внедорожной резиной размером не менее 31 дюйм и оснащеных лебедкой и обычный зачет для всех остальных. У двоих прибалтов на Нивах лебедок нет - в прошлом году лебедки им ни разу не понадобились и поэтому они их в этом году не взяли, чем сейчас крайне огорчены. Моя ручная лебедка Biltema в спешке купленная за 180 рублей на Салова не прокатила и меня тоже не пускают. На самом деле правильно - я потом ей попробовал поработать, это практически невозможно :) .
Итак "монстры" отправляются в сторону Синявинских болот, откуда они должны успеть к старту ночного ориентирования, а мы прямиком едем на ориентирование.
Ориентирование вещь уже знакомая и даже неработающий спидометр особых сомнений у меня не вызывает. Штурман что-то бормочет себе под нос по поводу зарвавшихся спортсменов, заливающих в свои лоханки 80-ого года 95-ый бензин и 100% синтетическое масло и не удосужившихся при этом починить такой важный прибор, но я не обращаю на это внимание и мы уходим со старта. На этот раз в легенде против обыкновения ошибок нет и мы, пользуясь секундомером, таблицами скоростей и расстояний и показаниями тахометра занимаем 6-ое место.
Приезжаем к месту лагеря и ставим палатки. О "монстрах" ходят слухи, что они напрочь завязли в болоте. До боли обидно - конечно же там происходит самое интересное. Отмечаем со штурманом окончание первого дня и идем к прибалтам не допущенным в спортивный зачет, вместе заливать горе. Некоторое время обсуждаем проблему лебедок на Ниве. Съемная мол маломощна и неудобна в обращении, а обычная тяжеловата чтобы висеть на крайнем переднем свесе Нивы и так склонной к козлению и к тому же существенно ухудшает вертикальную проходимость.
В три часа ночи под изумленные возгласы "Во дает! Починился! Не может такого быть!" в лагерь въезжает Toyota Фулиди. О "монстрах" по-прежнему ни слуха и я отправляюсь спать.
День второй
С утра в лагерь подъезжают несколько "монстров", первых закончивших спецучасток - это конечно же неутомимые прибалты. Они рассказывают что это было "довольно интересно". На большие подробности времени нет и мы отправляемся дальше по легенде. В этот день были пожалуй одни из самых больших перегонов по асфальту, хорошо хоть по довольно красивым местам. Я правда не всегда мог уделять красотам должное внимание - перемещение по асфальту со скоростью 90-100 км/ч на внедорожной резине от ГАЗ-69 Я-101 (класс скорости до 80-ти км/ч) временами было довольно занятным действием. Успокаивало меня то, что где-то с той же скоростью на Ниве идет один из прибалтов по кличке "Тракторист" - у него установлена резина с передних колес польского трактора Stomyl, класс скорости до 30 км/ч. На бензоколонке отмеченной в легенде нас ждало первое огорчение - обещанного 95-ого бензина нет. Скрепя сердце заливаю 92-ой и прислушиваясь к недовольным позвякиваниям из двигателя отправляюсь дальше.
Поворот в лес и мы выезжаем на знакомый по прошлому году пляж. Разбиваем лагерь и едем к месту первого старта "Дюны". Трасса представляет собой множество прихотливых петель и изгибов на обширной площадке между дюнами и лесом, покрытой глубоким сухим песком и к тому же имеющей непрерывный подъем в сторону леса. В качестве вешек здесь выступают присутствующие в большом количестве вертикальные стволы засохших деревьев.
Начинается просмотр трассы. Быстро выясняется, что жесткие и узкие колеса по такому песку практически не едут. Множество машин плотно сидит. Нивы прибалтов пробираются с большим трудом. Моя бодро идет вниз и практически не едет в подъемы. Большие джипы на больших колесах едут веселее, но зато имеют проблемы с попаданием в крутые повороты и протискиванием между вешек. Раз пять пытаюсь взять первый сложный подъем на небольшую дюну и все безуспешно. К тому же на 92-ом бензине мотор быстро перегревается. В мрачном расположении духа съезжаю вниз к лагерю латышей. У них одна Нива на просмотре разрывает себе гранату и теперь на одном мосту срочно отправляется в лагерь на ремонт. Остальные не теряют бодрого расположения духа и еще спускают себе колеса. Вообще все вокруг ездят как на ватных валиках - колеса спущены и расползаются по песку вокруг диска увеличивая пятно контакта и уменьшая давление на грунт. Только у меня дубовая Я-101 выглядит так будто она накачена до предела.
Раздобываю точный манометр и выясняю, что оказывается мой врет, занижая давление на пол-атмосферы. Спускаю колеса до 0.6 - теперь это даже становится по ним немного заметно. Кто-то из прибалтов ехидно советует мне вообще спустить их до нуля, все равно мол им никакой разницы. Но потом сжалившись помогает подстроить мне зажигание под 92-ой бензин.
Дан старт. Кто-то едет довольно бодро, кто-то застревает. Кто-то путается между "вешек" и теряет дорогу, кто-то увлекшись пытается их сбить и изрядно ровняет ими себе кузов.
Наконец и моя очередь. На давлении 0.6 машина едет значительно бодрее, но все равно подъемы берет с трудом. Первое сложное место со второго раза, второе? На втором я мучался дольше всего. Жара - снаружи и еще больше в салоне. Мотор ревет, обороты 6000-7000, термометр показывает, что температура тосола изрядно за сотню, всюду летит песок, предыдущими участниками прокопана невероятная колея.
Наконец раза с пятого я, плюнув на все, выскакиваю из колеи и пру вверх по целине прямо на вешку (колея делает заход в сторону). Миновав вешку влетаю в колею под углом 90 градусов, поворот руля, рев и машина, развернувшись практически на месте, взбрыкнув задним мостом падает в колею и проходит поворот. Дальше в таком стиле (по целине прямо на вешку и затем с ходу разворот на месте уперевшись передними колесами в колею) я практически без затруднений прохожу весь остаток трассы. Вот сейчас бы стартовать заново! Но время потеряно и виноват сам. Надо было иметь точный манометр, спускать колеса заранее и на просмотре биться до конца чтобы понять трассу.
На дистанции победитель гонки в карьере Янис Лазданс на Cherokee. Без единой ошибки он уверенно проходит трассу, широченные спущенные колеса спокойно пробиваются через песок - лучшее время. Стартует Путниньш на Ниве. Мотор ревет так что кажется его сейчас разорвет. Машина работает почти за пределом своих возможностей, ее бросает из стороны в сторону, но водитель постоянно пытается держать свою Ниву вне колеи. В узких местах между вешек колеи не избежать, но при первой же возможности выбрасывая узенькими колесами фонтаны песка машина выбирается на свободу и устремляется дальше.
На финишной прямой скорость такая что почти не заметный для других участников бугорок приводит к прыжку метров на 5-7 в длину. Лучшее время, опережая Лазданса на 9 секунд.
Дальше еще одна латышская Нива показывает одинаковое с Лаздансом время и питерская Cherokee отстав от них на 7 секунд занимает 4-ое место.
Когда все заканчивают дистанцию подтягивается последняя Нива прибалтов - они как раз успели заменить гранату и снова рвуться в бой.
Небольшой перерыв и все отправляются к месту следующего старта. Он проходит вдоль кромки воды. Полоса шириной 10 метров плотного сырого песка вдоль воды, параллельно ей до дюны остается полоса рыхлого сырого песка шириной метров 20. Периодически их разделяют глубокие промоины с водой. В длину участок километра три. На нем проложена извилистая трасса слалома то приводящая к самым дюнам, то наоборот уводящая в воду озера.На прямых участках многочисленные пересечения промоин с водой.
Увидев что грунт довольно плотный решаем надуть колеса до атмосферы. Когда заканчиваем с четвертым колесом колонна уезжает на просмотр. Бросаемся ее догонять, Юрка на штурманском сидении не пристегнувшись пытается скрутить шнуры и шланги компрессора, в это время я вхожу в левый поворот, правая дверь распахивается и штурман сжав двумя руками компрессор с безумными глазами начинает выпадать наружу. Делаю резкий поворот в право и одновременно торможу, возвращая тем самым всех на место. Захлопываем дверь и едем дальше, препираясь на ходу - "Пристегиваться надо! - А куда ты попер как безумный, глаза по блюдцу?! Я ценное оборудование не успел уложить?"
Начинаются старты на время.
Наш номер еще далеко и мы устраиваемся с фотоаппаратом на самом эффектном месте - там где участники пересекают несколько глубоких промоин с водой подряд. Почти все машины поначалу влетают в воду на максимальной скорости (кто как может) и подымают огромные фонтаны воды.
Но дальше почему-то многие начинают ехать значительно медленнее, а то и вовсе останавливаются. Если мотор специально не защищен от воды - то высоковольтную электрику (зажигание) при такой скорости вхождения в воду заливает. И хорошо еще чтобы гидроудара не было - это когда вода проходит в сам двигатель и разрушает его. Подмоченные медленно ползут по трассе на финиш, чихая и фыркая двигателями работающими не на всех цилиндрах. На следующих машинах начинают иногда появляться всякие в спешке сделанные защитные системы вроде листов фанеры или пенополиэтилена на радиаторе, но они помогают слабо и машины теперь заезжают в воду аккуратно. Лишь те кто специально готовился к таким условиям продолжают "топить". Но и у них не всегда все проходит гладко - многие из "подготовленных" переоценили свои возможности и тоже залили моторы.
Наконец наш старт. Газ в пол вторая пониженная, третья, идет непрерывная змейка вправо-влево. Но расслабляться нельзя - коварный Юра поставил два подряд левых поворота (или один но очень длинный). На просмотре мы в этом месте чуть не потеряли штурмана и потому я в спешке этой каверзы не заметил. И штурман, и я оба старых горнолыжника, всю жизнь на слаломных трассах и тут? уверенно несемся не туда. В последний момент спохватываемся и возвращаемся к нужным воротам, но теряем на этом секунд 5. Прямая уходит в первую промоину, утапливаю газ до предела (я уверен в своей защите двигателя от воды), примерно нацеливаюсь на следующую вешку, в последний момент штурман включает дворники и мы влетаем в воду. Оглушительный всплеск, фонтаны воды закрывают все вокруг и, не смотря на дворники, не видно вообще ничего. Преодолеваю жуткое желание нажать на тормоз и продолжаю топить газ. Когда струи немного рассеиваются, слева мелькают зрители, а справа впереди буквально в пяти метрах очередные ворота. Поворот, еще одна промоина с небольшим трамплином, затем еще, снова поворот и наконец самый большой участок воды. Опять несколько мгновений ничего не видно, скорость начинает падать, вторая передача, газ в полу вырываемся на прямую вдоль воды, третья передача, метров через пятьдесят вижу вешку стоящую прямо в прибое Ладоги - объезжать ее надо по воде. Вспомнив, что на просмотре на значительно меньшей скорости руль сильно тянуло влево (в сторону тех колес что глубже) чуть сбавляю. Входим в воду, опять фонтаны воды, руль резко вправо, вторая, машина продолжает уверенно ехать влево в открытую Ладогу. На мгновение возникает паническая мысль, что мы так сейчас и укатим под воду, но тут машина теряет скорость, оседает вниз и с трудом выскакивает вправо на берег. Последняя вешка - поворот на 180 градусов в глубоком песке. Сваливаюсь в глубокую колею, теряю скорость, в смятении забываю о том что у меня еще есть первая передача и на подъеме к дюне позорно глохну. Завожусь, откатываюсь назад и беру подъем. Дальше следует таже трасса только в обратном порядке и зеркальном отражении. Все лужи так же прохожу на максимальной скорости и не глохну, но это уже не радует - все что можно было уже потеряно из-за своих же идиотских ошибок. Итог - 13 место.
Выиграл Янис Лазданс Cherokee, второе место Путниньш на Ниве, третье - Александр Астахов из Москвы на Wrangler'е.
Вечером в лагере отмечаются сразу же два дня рождения. По этому поводу довольно бурное веселье, к которому постепенно присоединяется все больше и больше народу, в том числе и "монстры" выбравшиеся наконец из Синявинских болот. Все рассказывают джиперские истории, хвастаются друг перед другом своими машинами (типичнейшая картина вечера: водитель, небрежно прислонившись к переднему крылу своей машины с рюмкой в руке что-то величественно вещает столпившимся вокруг корреспондентам, они непрерывно снимают его фотоаппаратами, а сзади из под машины торчат ноги штурмана, который одной рукой держит оторванную деталь, а другой пытается нашарить на песке потерянный ключ). Рассказывают о пройденных этапах и полученных повреждениях. Говорят ТурбоДед уехал в город на ремонт - штурман одного из прибалтийских экипажей крайне живописно описывает это (увы не могу передать характерный акцент придающий рассказу неповторимую окраску): "ТурбоДед газует во все 223 силы, его УАЗ прямо на глазах уходит под землю и тут из под капота начинает идти пар! ТурбоДед распахивает крышку, а это не пар, это дым, и там огонь! И он значит как полезет туда двумя руками, весь по пояс в капоте, а сам так матерится! Я даже когда в армии служил в Москве - такого не слышал! Он так ругался - я даже кое-что себе записал? Он упомянул всех своих механиков и большинство их родственников по материнской линии и подробнейше описал куда и как он им намотает косу зажигания вместе с высоковольтными проводами которые они так славно ему установили позавчера. Он поехал в город и все непрерывно ругался - уж им там достанется хотел бы я посмотреть?"
Еще он описывал прохождение спецучастка: "Мы едем по этой реке, я иду впереди и вобщем там не очень глубоко - мне по колено. Ну иногда вода достает до фар но это редко. Едем нормально.
Как вдруг перед нами оказалась в воде такая яма! Ее этот Range-Rover своими колесищами нарыл - я как в нее провалился чувствую вода-то сегодня холодная!
Пока я это ощущал сзади туда же упала наша Нива! В салоне вода на 10 см на спинках сидений - можно ручник выдергивать и на нем метки ставить как у вас в Питере на набережных - это уровень воды летом 1998 года. Ну мы ее туда сюда толкать - а она не едет. Водитель в салоне за воздухозабор рукой держится чтобы успеть мотор выключить если в него вода пойдет, а я на капоте стою - смотрю не едет ли кто еще. 20 минут мотор под водой проработал, а потом заглох - все теперь дома капиталку делать будем, в масле сплошная вода с илом. Мы потом на суше масло дважды поменяли, но все равно кранты, давление не держит, масло жрет столько же сколько бензина. Очень интересная гонка была, нам понравилось, у нас такие в Прибалтике тоже любят делать?"
День третий
Третий день для нашего экипажа был пожалуй самый неинтересный. Для "монстров" вернувшихся со спецучастка устроили повторные старты дюнной и пляжной гонок, а все остальные отдыхали после бурно отмеченного дня рождения.
Я несколько раз для тренировки проехал вчерашнюю трассу вдоль воды. Туда же вслед за мной выполз Ниссан Террано моего приятеля. Не смотря на полное отсутствие у машины специальной подготовки, вчера он проходил воду на полной скорости и мотор не заливало. Но струями воды вырвало пластмассовый локер из левого переднего крыла. Сегодня он поехал без него и после первой же лужи мотор заглох.
Кроме того наблюдая дюнную гонку я еще раз убедился в сомнительных свойствах бескамерной резины. На глубоком песке ее приходилось сильно спускать и многие приезжали на финиш с одним а то и двумя разбортированными колесами. Если же этого не происходило, то велика была вероятность другого неприятного эффекта: спущенная резина сильно подминается под тяжестью машины спереди и сзади образуется складка на которой диск чуть отстает от резины и затягивает песок. После нескольких часов езды по сухому песку такое колесо начинает травить воздух и приходится целиком его разбортировать, мыть и собирать обратно.
День четвертый
Этот день запомнился несколькими цифрами: 12 часов подряд почти непрерывно за рулем, пройдено 173 километра (средняя скорость чуть больше 14 км/ч), сожжено 45 литров бензина (26 литров на 100 км).
С утра к нам присоединился Анатолий Викторов на свеже отремонтированном УАЗе. Ему целиком поменяли мотор и теперь вместо любимого GM на 223 л/с там стоит дизель на какие-то 105 сил.
В это день всех участников как это давно было обещано разбили на группы по три машины - этими группами мы должны были пройти сегодняшний маршрут. Нам конечно повезло - наша группа оказалась из двух машин, третьего не хватило. Второй машиной с нами был длинный Ниссан Патруль. У ребят барахлило сцепление о чем они нас честно предупредили и у меня возникло предчувствие что день может получиться интересным. К тому же у них нет рации и потому нам приходиться постоянно следить за их машиной визуально.
Через некоторое время пути расходятся и подготовленные машины уходят на очередной спецучасток.
У нас тоже довольно интересные места, очень много камней которые не дают расслабляться ни на секунду, колеи и прочие лесные радости. В конце первого лесного участка Патруль пропадает из виду. Некоторое время ждем их, потом возвращаемся назад. Патруль стоит рядом с дорогой - у него лопнул коренной лист на задней рессоре и задний мост чуть съехал назад. Подъезжает Юра Овчинников, совместными усилиями поднимаем машину на домкратах и Юриной лебедкой ставим мост на место. Затем обматываем его толстой веревкой и ручной лебедкой притягиваем вперед. Патруль осторожно уезжает в сторону сегодняшней вечерней дислокации с лебедкой висящей под днищем, а мы продолжаем следовать по легенде теперь уже в гордом одиночестве.
Несколько часов едем по заброшенным дорогам, мимо пустующих деревень. Дорога то сужается до габаритов машины, то расходится в стороны разливами громадных луж. Но вот мы выбираемся в более населенные места, количество развилок и перекрестков непрерывно растет, спидометр у меня по-прежнему не работает, но штурман уверенно ведет нас по легенде. Через некоторое время радио переговоры в рации начинают стихать, а штурман почему-то все более озабочено смотрит то в легенду, то на дорогу. На мои осторожные вопросы он агрессивно отвечает, что "мол твое дело рулить, вот и смотри себе на дорогу, а уж он знает куда ехать и если бы кое-кто ехал аккуратнее и меньше его бы тряс, то было бы совсем хорошо".
Выезжаем на асфальтовое шоссе, которого в легенде точно нет. Штурман впадает в глубокую задумчивость и помимо легенды раскладывает перед собой еще два атласа дорог. Вижу явно жилой хутор и предлагаю зайти на него и спросить где мы находимся. После непродолжительной получасовой дискуссии штурман соглашается с тем условием что машину я поставлю за поворотом и спрашивать пойду сам. Примерно выясняем наше местоположение и через некоторое время возвращаемся на легенду.
Еще через час к нам присоединяется несколько машин со спецучастка. Дорога усложняется - к все тем же камням начинают добавляться небольшие броды и полуразрушенные мостики.
Выезжаем к очередному ручью, через который когда-то был мост, а теперь там плавают какие-то брусья сечением сантиметров в 15 и длиной метр-два. За ручьем стоит оператор с камерой, чуть дальше сидит народ с фотоаппаратами. Так, думаю, интересное значит место. Включаю все ручки и съезжаю в ручей. На выезде машина начинает упираться и останавливаться. Даю полный газ, машина вздрагивает, подпрыгивает на месте, вылетает на берег, еще раз подпрыгивает и несется наверх, забирая не смотря на все мои усилия круто влево прямо на фотографов. Народ с фотоаппаратами разбегается кто куда. Останавливаюсь и сдаю назад - тут все машут руками стой мол на месте. Штурман выходит изучить ситуацию, осматривает машину спереди и делает мне знак - подожди-ка секунду. Затем наклоняется и вытягивает откуда-то из передней подвески один из тех брусьев, что плавали в ручье - именно он упирался в землю что твой плуг и тащил меня влево. Спокойно выезжаю наверх и выхожу из машины посмотреть как пройдет следующий. Оказывается фотографы не пострадали, но зато девушку-оператора я окатил грязью с ног до головы. Начинаю весь рассыпаться в извинениях, но она отмахивается - работа у меня такая. "Вы так красиво ехали, машина прыгает, фонтаны воды, грязи, все ближе, ближе, а потом темно и ничего не видно?" Вынимает ком глины из объектива.
Едем дальше, движение колонны все замедляется и наконец она встает. Идем смотреть в чем дело.
По легенде тут "мост требующий ремонта". Однако теперь он уже требует полной реконструкции - его разобрал ТурбоДед. Когда УАЗ переезжал через мост одно из бревен поднялось и уперлось в заднюю подвеску. Машина начала останавливаться и Анатолий по привычке нажал на газ. УАЗ сгреб под себя примерно две трети моста, съехал в сторону и нависнув правой стороной над ручьем застыл на куче бревен как на постаменте.
Народ бодро разматывал лебедки, несли блоки и хай-джеки. Машину поднимали двумя хай-джеками, УАЗ своей лебедкой оттягивал свою переднюю часть в сторону, сзади две машины лебедками тянули его назад. На берегу ручья в ложе для иностранных гостей устроились финны с прибалтами и все тот же весельчак штурман обсуждал что "как хорошо что у ТурбоДеда теперь мотор всего на 105 сил, а то со старым он бы точно сгреб под себя весь мост и поплыл бы на нем вниз по течению как на плоту?".
Наконец машина оттащена назад и мост восстановлен. Пересекаем эту ставшей уже совсем хлипкой конструкцию и едем дальше.
Последнее интересное место - участок грязи длинной метров 70-80. Тяжелые подготовленные Range-Rover'ы на громадных колесах идут там медленно, но уверенно (хотя тоже не все :). Средние машины зачастую протаскивают себя лебедками. На легкой Ниве без лебедки надо идти ходом. Хороший газ и все время пытаться нащупывать под слоем грязи остатки чьей-нибудь колеи и если не выезжать на нее верхом, то хотя бы непрерывно грызть ее край колесами. Машина прыгает из в стороны в сторону, ее подбрасывает и швыряет, передняя балка иногда громко отмечает наличие камней в колее, но движение вперед уверенное и безостановочное.
Редчайший случай - догоняем медленно едущих латышей. Спрашиваем не нужна ли им помощь. У них на одной Ниве засорился карбюратор и она "больше 15 км/ч не едет, ну если попутный ветер и под горку - то 30 км/ч, но дым из выхлопной трубы все равно обгоняет?" а на другой Ниве "? вырван задний амортизатор и пробит передний мост. Очень сложная была трасса, много камней в колее, ни на секунду нельзя расслабиться или отвлечься. Короче как о &*@$# задумаешься - так сразу и &*@$ец! Но в общем все нормально, машины едут, так что проезжайте вперед, а мы за вами".
Еще пара часов жутко утомительной дороги с огромным количеством камней - и мы в лагере. Ревет генератор, гудит сварка, в большом количестве живописно раскиданы сломанные рессоры. Тянет дымом от костра и вкусной едой.
В прошлом году у нас была стоянка на этом же месте - завтра с утра то же что и в прошлом году 6-ти километровое кольцо с парой бродов и парой крутых косогоров.
День пятый
С утра на 6-ти километровое кольцо первыми уходят "монстры" - им потом надо успеть на еще один спецучасток. Дальше выезжаем мы. Перед нами идет наш знакомый на Ниссан Террано. Резина у него совершенно не внедорожная, но в предыдущие дни на песке и на камнях ехала вполне прилично. Теперь же в грязи начинаются проблемы.
В первом же глубоком ручье с грязью Террано устраивается весьма плотно.
Вспоминаю о своей ручной лебедке за 180 рублей и предлагаю Стасу (водитель Террано) ей воспользоваться. Эксперименты с неизвестным оборудованием всегда лучше ставить на других. Мои подозрения оправдываются - лебедка при каждом удобном случае норовит рассыпаться на части и тянуть машину из грязи не желает совершенно. Нивой тянуть тяжелый Ниссан из глубокого ручья можно даже не пытаться и я уезжаю в лес пропуская вперед короткий Ниссан Патруль. Резина у него примерно такая же как и у Террано и поэтому он пробует тянуть его лебедкой через блок - вперед. Электрическая лебедка не справляется - Террано все в той же позиции. Патруль тоже отъезжает в лес, пропуская вперед Тойоту Юры Овчинникова. "У меня механическая лебедка - сейчас мы его вмиг выдернем". В очередной раз натягивается трос и у лебедки срезает шпонку. Юра залегает под свою машину на ремонт.
В это время из леса выбирается УАЗ ТурбоДеда - оказывается, когда он шел это кольцо на время, то снес себе деревом багажник с крыши и бросил его на дистанции, а теперь едет его подбирать. УАЗ плюхается в ручей в совершенно неудобоваримом месте (следуют комментарии "ну вот, сейчас мы будем тянуть из ручья уже две машины"), мастерски проскакивает мимо Террано и лебедкой вытягивает себя на противоположный берег. Потом быстро разворачивается, вытягивает Террано вслед за собой и под аплодисменты удаляется. Вслед за ним уезжает Террано.
Нива проходит указанное место без проблем и мы едем дальше. Крутой спуск с горы, на котором приходится еще и непрерывно маневрировать между деревьев. После спуска крутой подъем, а между ними низина, в которой небольшое болотце, в котором сидит Террано.
Террано еще шевелится и пытается сдать назад, при этом его стаскивает с дороги в сторону и он почти наваливается лакированным боком на березу. Я тащу его Нивой назад (при этом приходиться ехать задом в весьма крутую гору) и от березы его оттягиваю. Ниссан делает еще одну попытку и застревает окончательно. В это время сзади нас догоняет Юрина Тойота со свеже починенной лебедкой - "счас я его вмиг вытяну". Памятуя о прошлом разе я объезжаю Террано левее по болотцу и штурмую подъем.
Потом был небольшой брод с большими камнями на которых я погнул себе поперечную тягу и наконец первый косогор. Поперечный уклон там такой, что когда сидишь внутри кажется что на самом деле машина уже перевернулась. Если остановиться, то машина начинает боком медленно сползать вниз. Если дать много газа, то машина начинает боком быстро сползать вниз.
Дальше очень красивый брод и наконец тот злополучный подъем на котором в прошлом году несколько машин получило повреждения. Подниматься нужно точно по гребню - справа и слева крутые откосы в озеро. Проверив не намокли ли после брода тормоза делаю первую попытку. Чуть ошибаюсь с траекторией, колеса попадают в яму на подъеме, пробуксовка и машина сначала останавливается, а потом начинает сползать назад и в сторону. Управление крайне затруднено, машина ползет на тормозах, от большого крена машины у двигателя начинаются проблемы с холостыми оборотами, на малых оборотах почти перестает работать полудохлый вакуумный усилитель тормозов, я обливаюсь потом и решаю передохнуть, уперев машину задним бампером в удачно подвернувшееся дерево.
Затем еще минут двадцать меня возвращают в исходную позицию перед подъемом. В этот момент подъезжает отставший караван во главе с Юрой Овчинниковым и начинают высказываться множество предложений "а может мы тут лебедкой, а что если сбоку, надо чтобы сверху кто-то тянул?". Штурман рвется за руль, чтобы показать, как тут надо ехать. Я скромно напоминаю, что пока была сделана всего одна попытка и не позволено ли мне будет попытаться еще раз. Завожу мотор и, аккуратно прицелившись заезжаю наверх. Отсюда уже прямая дорога в лагерь.
Дальше как и в прошлом году едем на водопад. В этот раз вода значительно холоднее да и сам водопад раза в три полноводнее. Но любителей экзотики это не останавливает и мы купаемся, хотя под струями самого водопада теперь особо не поплещешься - молотит как паровой молот.
Следующий этап - дорога на мыс выводящая в шхеры Ладожского озера. "Монстры" как всегда засели на очередном спецучастке, остальные бодро осваивают магазины Петкеранты, а мы со Стасом решаем идти двумя машинами на мыс пока еще не стемнело. Дорога там конечно была, но явно не для машин. Местами она проходит по каменным склонам с такими изрядными боковыми уклонами, что только мысль о наличии у меня в машине каркаса безопасности согревала и успокаивала. В конце участка нас догоняет красный Defender из Москвы. Но вот все трудности преодолены и мы выезжаем на берег Ладоги, вернее одной из ее шхер. Вид открывшийся нам настолько красив, является лучшей наградой за все опасности пути и мы решаем что ночевать будем именно здесь. После недолгих радио переговоров выясняется, что остальная колонна растянулась, кого-то еще нет и общий лагерь будет в Петкеранте - на мыс не пойдут. Defender уезжает назад, а мы начинаем искать место для палаток.
Едем по поляне заросшей высоченной травой, начинается закат, открываются все новые и новые потрясающие виды в свете заходящего солнца. Штурман идет перед машиной, проверяя траву доходящую ему до груди на предмет коварных камней. Обстановка провоцирует расслабиться и он показывает мне путь прихлебывая пиво из банки 7-ой Балтики и держа сигарету в другой руке. Показав в очередной раз "давай сюда, на меня" он пятясь делает шаг назад и вдруг полностью исчезает из виду. Через несколько секунд он выбирается назад уже без сигареты и пива и размахивая руками показывает что "нет, мол сюда не надо!".
Это было последнее приключение на тот день. Дальше мы поставили маленький лагерь на скале, сидели у костра и ужинали. К нам подплывали рыбаки и сообщали, что скалолазы в этом месте стоят довольно часто, но машины они тут видят впервые и вообще как мы сюда попали? Предлагали только что пойманную рыбу нескольких сортов и звали приезжать сюда чаще. Мы угощали их водкой и обещали приехать еще.
День шестой
Обратная дорога с мыса с утра не менее интересна. Выбираемся на грейдер и в скором времени нагоняем основную колонну. Заправка. Тут мы залили такой 92-ой бензин, что машина стала ехать почти как дизель - так же чадя и стуча. После выключения зажигания она не глохла еще секунд 30-ть, а из выхлопной трубы что-то текло. Латыши вечером пытались разжигать им костер, так по их словам "кидаешь спичку, а он не спеша разгорается".
Впереди по легенде заманчивое место с названием "дорога по дну озера".
Едем в группе со Стасом на Террано и Светой Зайцевой на мощном подготовленном RangeRover'е. Порядок следования такой: первой идет Нива, ей пробовать все подозрительные места - в крайнем случае ее всегда сможет вытянуть назад на вторую попытку Range идущий следом. Третьим идет Террано - его будут тянуть только вперед.
Въезжаем в лес, дорогу пересекает множество глубоких канав с грязью. Нива легко проскакивает, Range величественно проезжает, Террано с длинной базой уверенно сидит. После первой ямы я ехидно предлагаю Стасу не отцеплять трос и так и ехать дальше у Светы на буксире. Он злобно посылает меня заняться своим делом. Но надо отметить что с каждым новым препятствием Стас все лучше приноравливается к машине и все чаще проходит сложные места своим ходом, что с его резиной кажется практически невозможным.
Нагоняем короткий Ниссан Патруль на такой же резине как и у Террано и застревающий с той же регулярностью. Но у него есть лебедка и он проходит все сам - к концу маршрута на работу штурмана Патруля можно было просто любоваться, наблюдая за изяществом его отточенных до автоматизма движений при работе с лебедкой: отцепил, вытянул, зацепил, потянул, отцепил, смотал, зацепил. Отцепил, вытянул, зацепил, потянул, отцепил, смотал, зацепил. Отцепил?
Постепенно к дороге справа все ближе подступает озеро. Вот уже правая обочина становится его берегом. Еще несколько грязевых ванн и дорога косым срезом уходит в воду. Метров 100-150 действительно едем прямо по дну озера, но впрочем глубина не очень большая - с правой стороны максимум до середины дверей моей Нивы. |
|
Примерно с центра озера все это снимает бессменный видеооператор - в поисках красивого кадра смелая девушка готова стоять по шею в холодной воде. |
|
Через некоторое время мы въезжаем обратно в лес.
Продолжаем ехать по дороге через лес. Этой ее частью после озера явно не пользовались уже очень давно - об этом можно судить по высоте мелкой елочно-сосновой поросли растущей по центру колеи. В среднем высота ее метра полтора, отдельные деревья метров до трех. Все это непрерывно колотит по днищу создавая ужасный шум.
Выезжаем к очередному броду. Достаточно глубокий в дальней части и со множеством камней. Машины едут примерно по следующему сценарию:
штурман по упавшему дереву перебирается на другой берег, и командует пилоту. Тот осторожно направляет свою машину по камням в ручей и едет по нему. В конце брода самое глубокое место и затем крутой подъем на берег. Машина начинает погружаться в воду все глубже, пилот жмет на газ, машина бросается вперед и, с грохотом колотя днищем и задом по камням на дне ручья, выскребывается на противоположный берег.
Подходит моя очередь. Мой штурман, натянув болотные сапоги до пояса, спускается в ручей (рядом с ним там же ходит в босоножках Света Зайцева).
Командует мне "пошел! ". Я съезжаю в ручей и еду аккуратно вперед. В самом глубоком месте штурман командует "стоп" - сейчас, мол, погоди мне надо изучить вопрос с камнями - и начинает бродить по ручью оскальзываясь и чертыхаясь. Я сижу в машине и меланхолично наблюдаю струйки воды бьющие в салон из под пластиковой крышки над коробкой скоростей. Наконец штурман дает команду вперед, правее, левее и машет рукой - давай пошел спокойно. Машина легко выезжает на берег, не зацепив на этот раз ни одного камня.
Дальше проезжает Range. На берегу Света замечает, что где-то пробила боковину у одного из своих крошечных колес - 90 см. диаметром и 35 см. шириной.
В это время брод как раз заканчивает преодолевать Стас на Террано. Услышав про колесо, он понимает, что это его шанс и, выхватив из багажника хай-джек, на перевес с ним устремляется на помощь Свете с Мариной. |
|
Наконец после небольших плутаний находим по легенде лагерь. В этот вечер финские экипажи решили устроить "Финский праздник". Был футбол, перетягивание каната, костры и продолжительное веселье. Во время футбола прибалты так болели за свою команду, что от их воплей в лесу с деревьев сыпались шишки. В результате в запале в разован мяч. Самое четкое воспоминание о том вечере было такое: если хочешь передохнуть, то надо кружку тщательно прятать в карман, в противном случае стоило только на секунду остановиться где-нибудь с пустой емкостью, как тут же рядом возникал кто-нибудь из хозяев праздника и молча, мгновенно наполнял стакан до краев.
День седьмой
С утра едем в сторону шоссе без легенды по карте. На развилке у лагеря стоит машина Юры Овчинникова. На вопрос куда ехать - направо или налево - он отвечает, что это все равно, но налево есть еще по дороге интересные места. Едем налево.
Проезжаем несколько "интересных мест" (ямы, лужи, грязь и камни) и выезжаем к самому интересному. Брод длинной метров сорок через какой-то подозрительно мутный ручей. Глубина брода совершенно непонятна, но, судя потому, что он находится на вполне разъезженной дороге неприятностей быть не должно. Погружаемся в "воду" - машину начинают заполнять непередаваемые ароматы. Оказывается ручей течет с расположенной неподалеку свинофермы. Поспешно минуем это препятствие и едем дальше.
На выезде на шоссе общий сбор. Тут же можно полюбоваться на красивые пороги какой-то речушки вытекающей из леса. Трогаемся дальше - первый раз едем общей колонной состоящей из всех участников трофи-рейда. Фотографы и операторы буйствуют.
Вскоре асфальт заканчивается и начинаются грейдера - пыль, пыль, гребенка, щебень, гребенка, пыль - и так по моим ощущениям километров двести.
Въезжаем на Карельский перешеек, минуем Приозерск и традиционно останавливаемся перекусить и заправиться на бензоколонке на въезде в город. Заодно я посещаю местный санузел, где долго любуюсь сверканием и блеском белого кафеля и фаянса. Вот он символ современной цивилизации напрочь забытой за неделю в лесах!
Едем к месту проведения последнего соревнования - ночного ориентирования. На этот раз контрольных пунктов гораздо больше, один раз мы делаем ошибку в расчетах и в общем показываем плохой результат.
Но вот уже мы снова в лагере на берегу Ладоги - месте проведения традиционного прощального вечера. Горят костры все благодарят друг друга и особенно организаторов рейда - Юрия Овчинникова, Сашу Дерюгина и Толю Молчанова - за интереснейшее путешествие, кучу приключений и множество новых знакомств. Впереди теперь только асфальтовая дорога на финиш на Исаакиевской площади, вручение грамот и дипломов победителям, призов от спонсоров (особенное спасибо British Petrolium) и дорога домой. Ну и конечно впереди еще Ладога 99 в следующем году.
Всяческая перепечатка, копирование и издание разрешены только с условием обязательного сохранения оригинального текста и имени автора.
Петр Порай-Кошиц St.Petersburg Off-Road & 4x4 Club
Copyright © 1998 Peter Porai-Koshits
|