Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Как это было репортажи Ладога (1996–2001 гг.)
Репортажи
Внедорожное движение в России
История внедорожников
Страницы памяти

Почти сухое путешествие

26 июня с Исакиевской площади Санк-Петербурга стартовал третий ежегодный международный трофи-рейд "Ладога-99". Более тысячи километров по заброшеным проселкам, ужасным лесовозным дорогам и грейдерам предстояло преодолеть участникам, чтобы замкнуть кольцо вокруг Ладожского озера.

Организовал путешествие Санкт-Петербургский Off-road & 4x4 Club, а участвовали в нем не только петербуржцы и москвичи, но и казанцы, челябинцы, белоруссы, украинцы. Был даже совместный российско-польский экипаж.

Старт был торжественным. Полсотни экипажей на самых разных внедорожниках - от Нив и УАЗов до Chevrolet Blazer К-5 и десантного LandRover Lighteweght- колонной, не останавливаясь на светофорах, прошли по Петербургу, отвечая гудками на приветственные крики прохожих. Милиция отдавала честь, девушки махали руками - так что многие еще до того, как покинули город, почувствовали себя героями.

Эвакуация не гарантирована

Вполне естественно, что к участию в трофи-рейде допускались только экипажи на внедорожниках, но среди них было еще и разделение на группы. Для специально подготовленных машин (группа "А") был предусмотрен маршрут посложнее, а серийным внедорожникам (группа "В") предстояло пройти по более гуманному пути. Критериями подготовленности автомобиля была резина с грязевым рисунком протектора не менее 31 дюйма и наличие лебедки с тяговым усилием не менее 1,4 веса автомобиля. Можно было записаться в группу "А" и на серийной машине, но в этом случае организаторы не гарантировали ее эвакуацию.

В первый день многим казалось, что они на гонках и судьи учитывают время прохождения спецучастка, тщательно это скрывая. На самом деле участники должны были проявить не быстроту, а водительское мастерство, умение ориентироваться на местности, а также взаимовыручку и энергичность. В этот раз не было ни конвоя (движения по спецучастку колонной), как на "Ладоге-97", ни раздельных стартов, как в прошлом году. Зато организаторы применили весьма удачный вариант: старты группами по четыре экипажа. В конвое масса времени уходит на ожидание всех застрявших и отставших, старты поодиночке сводят к минимуму командный дух, а вот езда в четыре машины позволяет и товарищам помочь, и не скучать по нескольку часов у каждой лужи. Состав четверок каждый день менялся, так что к моменту возвращения в Питер почти все друг с другом перезнакомились. К тому же, в маленькой компании все как на ладони - сразу видно, кто пиво в кустах дует, а кто бревна ворочает. Поэтому и оценки за водительское мастерство и командный дух ехавшим с ними в этот день экипажам выставляли сами участники, сдавая судьям каждый вечер "экзаменационные" карточки.

Тихие радости

Первый день казался разминочным. Долгая езда по неровным, но абсолютно сухим дорогам, соскучившиеся без гостей насекомые - все это напоминало скорее бытовые неудобства, чем приключение. За весь день попалась всего одна "засада", хотя и весьма достойная. Веселенькая зеленая лужайка спускалась к скромному ручью, который был едва ли шире двух метров. Зато глиняный противоположный берег круто уходил вверх - он то и стал для многих серьезным препятствием. Чтобы взобраться по склону наверх, приходилось яростно газовать. Из-за этого машину разворачивало поперек колеи и стаскивало обратно в воду. Да и просто выскочить из русла на берег удавалось не всем - это зависело от длины заднего свеса. Длиннобазные Toyota Landcruzer 60 - даже подготовленные - отчаянно пахали берег фаркопами.

Впрочем, преодоление ручья было просто делом техники. Нужно было всего-навсего закинуть на береговой обрывчик передние колеса, а потом лебедкой вытащить машину наверх. Если бы не горячая кровь участников, этот брод, возможно, никому бы и не запомнился.

Пока одна из групп чино переправлялась там, куда их вывела дорога, подъехали остальные и начали рыскать в поисках объезда. Правее брода начали кидать бревна, чтобы проехать по ним, но "Турбодед" Анатолий Викторов не дал довести это дело до конца. Твердой рукой он направил свой УАЗ на недостроенную переправу и выскочил на другой берег, разметав лежавшие в ручье бревна. Правда, немного мешали деревья, но ведь их можно валить бампером...

Воодушевленный примером товарища, в том же месте попытался форсировать ручей Александр Фулиди на своем монстроподобном Landcruzer 60. Однако, ему повезло меньше. Машину стащило в ручей и после недолгой, но яростной борьбы развернуло вдоль по течению и поперек брода. Водитель вошел в раж и попытался выскочить на берег ходом, носясь по руслу и разрывая дно чудовищными колесами. При этом он даже не замечал попыток собственного штурмана выташить путающиеся под колесами бревна. "Останови свой траншеекопатель, выйди на берег траншеи!" - с чувством пели окружающие, но тщетно. Только углубив ручей на полметра, Фулиди утих и согласился покинуть водоем цивилизованным способом, на лебедке.

На этом же броде, будучи уже вытащенным на склон противоположного берега, заглох УАЗик Игоря Волчкова. Причину обнаружили быстро - тонкая выхлопная труба оказалась сантиметров на десять забита глиной. Как только пробку удалили, машина завелась с пол-оборота.

Вечером первого дня покрытых пылью и покусанных слепнями джиперов ждал сюрприз - Ладожское озеро нагрелась. Обычно даже летом вода в нем ледяная, а в этом году можно плавать часами. Живописные скалы и огромные валуны придавали берегу суровый колорит, и только агрессивные муравьи порой нарушали очарование дикой природы.

Как выяснилось впоследствии, первый день был не столько разминочным, сколько показательным. Немного живительной влаги, и маршрут для подготовленых машин стал бы грязным и сложным - прямо-таки мечтой джипера. Но дождя не было несколько недель, и даже уровень воды в болотах упал чуть ли не на полметра. Поэтому внедорожные приключения носили эпизодический характер. Трясешся целый день на ухабах, килограммами глотая красноватую пыль карельских дорог, и только изредка можешь побаловать себя скромным болотцем или строительными работами. Скажем, Toyota Фулиди (ему в этом году везло на приключения) проломила мостик. Точнее, рухнула часть моста, и машина, скособочившись, зависла. Выглядело это жутковато, но мост был невысокий. Автомобиль не пострадал, и его быстро вытащили на берег лебедками. Группа, едущая следом, сразу разделилась на зрителей и строителей. Первые закурили, вторые полезли в воду. В итоге мост был построен заново, и следующие группы проехали по нему без проблем и были лишены радости творчества.

Зато другую переправу наводили всем миром. Ей предшествовало несколько километров сильно заросшей дороги, проложенной еще финнами. Лет 50 этим путем никто не ездил, и некогда добротный мост разрушился почти до основания. Восстановить его было сложно, тем более что поблизости не было деревьев подходящего размера. Поскольку по карельским "джунглям" прорубались долго, у разрушенного моста собрались все экипажи группы "А". Сразу возникло две точки зрения. Экипажи, относящиеся к своим машинам бережно, предлагали завалить перекат камнями и поехать, как по ровному. Их оппоненты жаждали испытать свои машины в экстремальных условиях. Вариант был такой: проехать по перекату, сколько удастся, а потом резко прыгать в сторону и по глубокой воде, но по ровному дну выбираться на берег ходом. В конце концов построили из камней переправу, вымокли до нитки (вымокли даже те, кто смотрел - внезапно как из ведра пошел дождь, и "зрители" не успели добежать до машин), но проехали без проблем. А "Турбодед" все сделал по-своему, сиганув с переката, и тоже благополучно выбрался на берег.

Одним из самых интересных мест маршрута оказались бобровые запруды. Заболоченные долины были перегорожены на удивление прочными плотинами, но уровень воды в самом глубоком месте все равно был меньше полутора метров ( а при подготовке трассы было почти два). Так что все оказалось проще, чем планировали.

Было на "Ладоге-99" приключение, о котором вспоминать не слишком приятно. Все любят смотреть на огонь, но лесной пожар на заброшенном кладбище, когда горят кресты и трескаются памятники, выглядит жутко. Первой мимо проезжала бригада организаторов. Они сбили пламя и вызвали пожарных по спутниковому телефону. Но лес в районе кладбища был устлан густым слоем хвои, и окончательно побороть огонь своими силами так и не удалось, хотя в этом процессе по очереди поучаствовали все. Пожарные приехали спустя несколько часов и залили кладбище водой.

Адреналин порционно

Уже на второй день участников ждала дневка - неподалеку от стоянки был холм, отлично подходящий для проведения каменного триала. В "Ладогу" традиционно включают несколько спортивных дисциплин. В этом году в их число вошли триал, дюнная гонка, пляжная гонка и ориентирование по легенде.

На триале участникам предстояло въехать на вершину холма по размеченной вешками трассе, не задевая ворот и не допуская "вращения колес назад". Под этим термином подразумевалось как использование задней передачи для выполнения дополнительного маневра, так и откат под гору с той же целью. Скорость прохождения трассы не учитывалась, но существовало контрольное время, отпущенное на прохождение ворот. Перед началом заездов все имели возможность пройти по трассе, и многие были поражены. Разговоры шли примерно в таком духе: "Ты только посмотри, я же вон ту глыбу обязательно редуктором поймаю, здесь невозможно проехать!" Люди поопытнее в ответ на это только ухмылялись. Действительно, пробраться между камней и не набрать штрафных очков было вполне реально.

К сожалению, не все были в курсе, что скорость прохождения роли не играет - организаторы не разьяснили это каждому, а сами участники оказались не слишком любопытными. Так что наиболее темпераментные по незнанию торопились и в спешке сбивали ворота. Случались и более досадные моменты - например, у одного из УАЗов в результате удара о камень оказался пробит бензобак. С другой стороны, были и отлично прошедшие трассу Нивы, и здоровенные Тойоты. Так что триал был испытанием исключительно на водительское мастерство. Только организаторы не учли, что камни могут раскалываться - к моменту окончания заездов путь на холм стал значительно укатаннее. Например, челябинец Женя Шаталов задним мостом своего УАЗа раздробил на три части камень размером с советский цветной телевизор, причем валун лежал далеко за ограждением и никого не трогал. А некоторым участникам лазать по камням так понравнилось, что они продолжили это дело частным порядком. Во главе колонны энтузиастов прыгал по камням УАЗик Викторова.

Если триал провели уже во второй день трофи-рейда, то остальные спортивные дисциплины организаторы припасли напоследок. Дюнная гонка и ночное ориентирование прошли накануне возвращения в Питер, а пляж джиперы утюжили за день до этого. Состязания в дюнах и на пляже проходили там же, где и в прошлом году, на живописнейшем берегу Ладоги. Кстати, всего две стоянки были непосредствнно у этого огромного озера, остальное время приходилось довольствоваться водоемами помельче.

"Пляжный" маршрут был нехитрым. Метров четыреста по пробитой организаторами колее, разворот, и скорее обратно. Повороты были относительно пологими, но все осложнялось тем, что часть трассы проходила по воде. Маневрировать в озере было сложнее всем, а водители машин с бензиновыми моторами еще и опасались замочить электрику. Вдобавок, все началось уже в сумерках, потому что днем многие ездили на экскурсию на водопады. Так что пляжный спринт плучился интересным, но слегка затянутым.

У дюнной гонки было две особенности: неправдоподобно красивая трасса и большое количество разбортировавшихся колес. Давление в колесах спускали, наколько было возможно, чтобы повысить проходимость машин, и на крутых поворотах петляющей по дюнам трассы тяжелый песок просто срывал подспущенные покрышки с ободов. Особенно часто это просходило на том участке, где резкий поворот начинался сразу после крутого спуска. Выглядело все это живописно, тем более что машины носились между высохших сосен. Кроны мертвых деревьев обломал ветер, и лишь стволы торчали из дюн, как колонны засыпанного песками древнего храма.

Последней точкой и в спортивной программе, и во всем трофи-рейде было ориентирование по легенде. Теоритически дело это не хитрое. Едешь, выдерживая заданную среднюю скорость, да поворачиваешь согласно легенде - схеме маршрута, в которой указываются повороты и расстояние между ними. На деле все гораздо сложнее, и проезжать пункты СКВ (скрытого контроля времени), не получая штрафных минут, оказались способны далеко не все. Кто-то заблудился и потерял время, а кто-то, наоборот, погорячился и финишировал раньше, чем нужно.

Забавный инцидент произошел со стартовавшей одной из первых Людмилой Яшиной на Mitsubishi Pajero. При вьезде в лес она наткнулась на... милицейский пикет. Оказывается, из-за пожароопасной обстановки въезд в лес был запрещен. На переговоры с властями ушло минут 20. Когда удалось все утрясти, ехать дальше уже не было смысла. Зато Людмила нашла для стражей порядка столь убедительные слова, что больше этого поста никто из участников не видел.

В целом же последний спортивный этап "Ладоги-99" прошел успешно. Главное, после него не пришлось никого искать. Интересно, что группа В ориентировалась намного лучше, чем группа А. Видимо, это объясняется тем, что экипажи на поготовленных машинах перед ориентрованием прошли непростой, хотя и короткий, спецучасток и немного устали.

Шаг влево, шаг вправо...

Многих бывалых джиперов "Ладога-99" порядком озадачила. Еще бы: за опоздание на старт - пенализация, за развал группы и финиш поодиночке - пенализация, за самовольное оставление группы - тоже, а еще за оставление мусора на стоянке, за несдачу карточек с оценками... А за повторные нарушения вообще полагалось снятие с рейда.

Как бы ни возмущались любители вольной жизни, спасла престиж "Ладоги" именно жесткая организация. В противном случае из-за дефицита трудностей рейд превратился бы некий пикник у обочины, и расслабившиеся участники воспринимали бы редкие болота как недоразумение. А так - была программа, которая четко выполнялась. Явление для отечественного трофического движения нечастое и достойное уважения.

И в заключение - о победителях. Номинаций было много, призов - еще больше. Счастливым обладателем первого места в спортивном зачете в группе "А" стали питерцы, выступавшие на Toyota Landcruzer 60 - Александр Фулиди и Александр Культин. Они же удостоились в своей категории звания "Лучший экипаж". Кстати, второе место в спортивном зачете среди подготовленных автомобилей заняли ребята на "Ниве" стоимостью в $600, Петр Порай-Кошиц и Алексей Орловский. Среди экипажей на серийных автомобилях в спортивном зачете победили опять же выступавшие "Ниве" Максим Григорьев и Мария Опарина. И победители в зачете "Лучший экипаж" в этой группе, Максим Целиков и Алексей Леонов, тоже ехали на "Ниве".

В абсолютном зачете (по суммарному количеству набранных очков) в группе "А" победили Марек Гетка (Польша) и Елена Змиева (Россия), ехавшие на автомобиле УАЗ. В группе "В" абсолютными победителями стали Леонид Панин и Виталий Бочаров на Chevrolet Blazer К-5.

Что ж, можно сказать, что Сант-Петербургский Off-road & 4x4 Club не теряет времени даром, с каждым годом организовывая свои мероприятия на все более высоком уровне. Хотя насчет дождей, конечно, надо было подсуетиться...