Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Как это было репортажи Ладога
Репортажи
Внедорожное движение в России
История внедорожников
Страницы памяти

А ночи там белые
VII международный трофи-рейд «Ладога» 2003 год

Константин Комков
Фото А. Каменев, К. Комков, И. Барсуков
Журнал «Полный привод 4х4» сентябрь-октябрь 2003 г.

В длинном ряду внедорожных состязаний, проводящихся в нашей стране, «Ладога» стоит особняком, как «Дакар» в ралли-рейдах, и тоже может позволить себе пренебречь официальными статусами. Еще бы, ведь на сегодня это самый крупный, и не только в нашей стране, трофи-рейд.

"Золотая Бочка Ладога" традиционно стартовала от подножия Исаакиевского собора, собрав участников со многих уголков России, из ближнего и дальнего зарубежья – числом 172 экипажа. Особенно широко в этом году была представлена Прибалтика, приехали спортсмены и из Казахстана, Белоруссии, Германии. За девять дней любителям бездорожья предстояло преодолеть порядка 1200 верст вокруг Ладожского озера и несколько сотен километров спецучастков (далее СУ) тяжелого бездорожья: глубокая колея, броды и болота, требующие полной отдачи полноприводной техники.

И уже первому СУ, окрещенному «Клюквенный рай», организаторы присвоили самый высокий коэфициент сложности – 10 баллов. Не мудрено: маршрут – 14 км, неподалеку от поселка Сосново пролегал по болоту с многообещающим названием «Неодолимое». В 2001 году, когда трофи-рейд также начинал свой путь с севера (ежегодно направление объезда Ладожского озера чередуется: год - по часовой стрелке, год - против часовой), здесь «сошло» более половины участников. С тех пор регламент стал мягче: «незачет» - не повод для снятия с соревнования. В этом году можно было «пропустить» целых три спецучастка и оставаться в строю.

Лучшее время показал мотомонстр Алексея Гарагашьяна, вырвавшийся из «рая» менее чем за два часа. За ним финишировал экипаж из Эстонии, уложившись на своем прототипе, слегка напоминающем Wrangler в 2 часа 35 сек. Совсем немного от них отстали еще один эстонский экипаж (прошлогодний победитель «Ладоги») на прототипе, ласково прозванном соперниками «котлетой», и питерский Дмитрия Воронова. Но окончательные итоги стали известны лишь под утро, ведь многим не удалось вписаться в контрольное время - 15 часов.

После дождливой темной ночи, а им в это время на этих широтах положено быть белыми, утро второго гоночного дня встречало участников прохладой. С рассветом стало понятно, что почти половина экипажей так и не освободилась из липкого плена. Так что жалоб, как бывало в прошлые годы, на слишком сухие и легкие трассы не предвиделось. Затяжная зима и злые дожди в полной мере удовлетворили джиперов настоящим грязным бездорожьем. А судьи, проявив неожиданное «человеколюбие», позволили экипажам немного придти в себя и перенесли старт на середину дня. Ведь впереди ждали непростые 15 км. по «Тропе Хо Ши Мина» (Хо Ши Мин (Ho Chi Minh) (1890 – 1969) - деятель вьетнамского и международного коммунистического движения.). Трудно сказать, что имели в виду организаторы, назвав так СУ-2, проложенный неподалеку от озера Ястребиное и Больших скал. Возможно, несгибаемую волю борцов против иностранных интервентов в топях Индокитая. Не менее загадочное название носил и третий СУ, уводивший рейд все дальше в Карелию, - «Бобр и железная дорога». Связь между грызунами и железкой искали на трассе длиною почти 20 км неподалеку от Хийтолы. Но нашли брод, в котором отличились питерцы Владимир Яковлев и Сергей Шурупов на Samurai: только они из всех «спортсменов» и «рейдеров» прошли его, не воспользовавшись лебедкой. А на следующий день организаторы еще и сокрушались, что, дескать, перестраховались и увеличили так называемый коридор (обозначенная вешками ширина трассы) на СУ-4. Впрочем, пять бродов никто не отменял. И если преодоление четырех не составило особого труда, то пятый усилил накал борьбы. А там, где река хоть немного расширялась, кое-кто даже умудрялся обгонять соперников, хотя мало кому удалось не размотать лебедку, чтобы «переползти» с минимальными потерями для техники коварные подводные камни. Да и других «засадных» («Засада» на джиперском жаргоне означает особо коварный труднопреодолимый участок трассы.) мест хватало. Словом, оправдал свое название «Оффроудный мегадрайв». На уникальной трассе можно было встретить все элементы трофи-рейда: триал, броды, болота, крутые спуски и подъемы, и все это в изумительной красоты декорациях. Долгое время короткий (3 км) СУ вблизи озера Сяркилампи назывался «Малое оффроудное кольцо» и так всем нравился, что его специально повторяли без изменений из года в год. На этот раз организаторы увеличили протяженность, проложив еще 9 км трассы и оценив его сложность в 8 баллов. Сначала на этот маршрут выпустили 34 экипажа группы «рейд», дав возможность «спортсменам» и мотоциклистам передохнуть в лагере, живописно раскинувшемся между двух озер, посетить водопад на реке Кулисмайоки или совершить экскурсию на линию Маннергейма (Система бывших финских укреплений на Карельском перешейке, вдоль границы с СССР. Сооружалась в 1927 – 1939 годах; ширина по фронту 135 км, глубина до 95 км.).

На следующий день расслаблялись «рейдеры», а на старт «мегадрайва», сложности которому реально добавили осадки, вышли «спортсмены» и мотоциклисты. Погодный катаклизм не помешал получить удовольствие и показать высокие скорости. Ни один экипаж не жаловался на то, что ему было скучно. И те, кому было трудно, и те, кто проехали вообще без остановок, практически не «лебедясь», и даже те, кто не обошелся без посторонней помощи. Так, например, Mercedes G эстонского экипажа уже к середине СУ-4 категорически отказывался передвигаться самостоятельно. Его тащили на себе почти все «спортсмены», передавая из рук в руки, как эстафетную палочку. Так он и финишировал, перевалив с энной попытки последнюю горку, страхуемый впереди идущим автомобилем, множеством лебедок и тросов. Честь и слава тем участникам, которые, несмотря на обострившуюся борьбу, не считают возможным проезжать мимо терпящих бедствие соперников. Здесь отличились и москвичи Виктор Воликов - Сергей Ерохин. Их монстроподобному Range тесновато было между близко стоящими соснами. И тем не менее экипаж показал класс пилотажа и соответственно хорошее время. Больше всех трудностей выпало на долю последнего оставшегося в строю квадрациклиста. Проливные дожди настолько подняли уровень воды, что форсировать брод не было ни малейшего шанса. Пришлось ему наводить переправу между двумя озерами. Не повезло и Гарагашьяну, у которого посреди переправы закончился бензин и свой 170-килограммовый мотоцикл Алексей вытаскивал практически вручную. Зато потом были две ночевки на одном месте - роскошь для джиперов - на берегу Ладожского озера в районе поселка Видлица. И две самые зрелищные гонки - пляжная и дюнная. Они стоят несколько особняком в основном сценарии и являются дополнительными спецучастками. То есть их результаты не влияют на количество зачетных СУ, но приносят некоторое количество дополнительных очков. В них могут принимать участие абсолютно все желающие: и сошедшие, и «туристы», и «монстры» и «рейдовцы», и кроме того, как дюнная, так и пляжная гонки - дело добровольное. Пляжная представляет собой заезд на скорость по трассе, обозначенной вешками. Сбив вешку, экипаж выбывает из борьбы. Столь жесткие правила «игры» резко закручивают интригу.

Дюнная гонка уникальна, как и окружающий ее пейзаж. Годами ветер наносит с Ладоги песок, который постепенно засыпает лес, и он отступает все дальше от берега. А высохшие остовы деревьев, крепкие и острые, стоят посреди песков-завоевателей, как одинокие свечки. Они-то и служат естественными вехами во время гонки. Подъемы и спуски в глубоком песке, резкие повороты, включенный секундомер - вот что такое дюнная гонка. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся при входе в поворот, не забуксовал, не воспользовался задним ходом.

Были и воздержавшиеся от дополнительных испытаний, решившие поберечь технику накануне тяжелого (9 баллов) абсолютно нового 20-километрового спецучастка в районе деревень Мегрозеро и Пога. Почему организаторы назвали пятый СУ «Тропа пьяного лесоруба», участники осознали довольно быстро: просека и пеньки указывали на недавнее присутствие представителей этой мужественной профессии... Но вот насчет 9 баллов появились сомнения. Первым ехалось на редкость безмятежно. Но после того как на сооружении, которое некогда служило мостом, провалился УАЗ из Питера, ситуация коренным образом изменилась. В ход пошли лебедки, домкраты, тросы, штурманы и прочие аксессуары продвижения по бездорожью. Дальше события развивались по банальному сценарию: экипажи рассредоточились на большой площади, причем некоторые из них настолько углубились в лес в поисках объезда брода, усеянного участниками, что заблудились и потеряли много времени. Эффектно решил проблему питерский Samurai, впритирку объехав засевший и разбортировавший колесо УАЗ, пройдя двумя колесами по кромке злополучного моста. Вырвавшись на оперативный простор, он финишировал первым среди «спортсменов», уступив только экипажам группы «протоспорт». А вот «рейд» после того как вперед вырвались «спортсмены», уже не шел, а тащился на лебедках по колеям, оставленным «монстрами». К тому же стали напоминать о себе предыдущие СУ: металл устал. Поломанные мосты и редукторы, сожженные сцепления и сгоревшие лебедки - до финиша в контрольные 10 часов дошла едва ли половина стартовавших.

Последний, восьмой день «Ладоги» для многих начался ранним утром: те, кто умудрились выскочить из экстремального СУ-5 без потерь, заявились на старт еще одного дополнительного спецучастка с символическим названием «Пальгинские кренделя» - ориентирование по «легенде». А последним аккордом стала новинка сезона - 11-километровый СУ-6, протянувшийся неподалеку от реки Викшенга, в честь которой он и был назван. Крутые берега притаившегося за 800 метров до финиша брода с последующей грязевой ванной без лебедки преодолеть не удалось никому. Надо сказать, что и грязевая ванна, которая во время прохождения первых «рейдеров» из Казахстана и Латвии выглядела весьма фотогенично, скоро превратилась в месиво, где начали «лебедиться» даже «спортсмены».

Ночью, уже белой, на прощальном костре всем прошедшим трофи-рейд «Золотая Бочка Ладога» были выданы памятные дипломы. Официальная же церемония награждения состоялась на Исаакиевской площади при большом стечении публики. Здесь, кроме множества призов, победители были вознаграждены годовой подпиской на журнал «Полный привод 4х4».

Три вопроса президенту
(ответ держит Александр Трушников – президент Ассоциации трофи-клубов России)

«Полный привод 4х4» (далее ПП 4х4): Александр Александрович, зачем Вы поехали на «Ладогу», ведь в этом году это состязание не являлось этапом ни чемпионата, ни даже Кубка России?

Александр Трушников (далее А.Т.). Это традиционное соревнование, внесенное в календарь Российской автомобильной федерации, и соответственно на нем должен присутствовать официальный наблюдатель. Но не скрою, я просто не мог пропустить событие, непосредственным участником которого сам был пять раз. А то, что его организаторы отказались от более высоких официальных статусов в пользу массовости, то это их право. Напомню, что в прошлом году «Ладога» была вторым этапом Кубка России по трофи-марафонам.

ПП 4х4. Ваша оценка содеянного?

А.Т. По уровню организации на сегодня «Ладога» - один из лидеров в нашей дисциплине, в чем Вы, надеюсь, и сами убедились: маршрут, судейство, безопасность, связь с участниками, работа с прессой и даже питание, хоть под маленьким, но шапито.

ПП 4х4. На заднем стекле вашего автомобиля были замечены следы каких-то органиграмм? Плоды нелегких размышлений или некоего тайного совещания?

А.Т. Не скрою, во время дневки мы обсуждали с представителями Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Белоруссии и Германии перспективы развития движения трофи-рейдов в Европе, возможности проведения международного чемпионата по трофи-рейдам, выработки единых техтребований и регламентов и многое другое. Этот «саммит» прошел в дружеской и теплой обстановке и есть надежда, что он откроет новую страницу истории нашей экстремальной дисциплины и упрочит связи между клубами не только нашей страны.

Историческая справка

В конце прошлого века облюбовали Ладожские берега любители бездорожья. Многочисленные дороги, использовавшиеся в позапрошлом веке, в силу социальных катаклизмов века минувшего пришли в запустение, поросли лесом. Мосты через реки и ручьи ветшали и рушились, а некоторые участки дорог даже «ушли» в болота. Зато глубокие колеи лесовозных просек, многочисленные броды на заросших лесных дорогах, торфяные болота и коварные скользкие камни стали своего рода Меккой для джиперов. Здесь с 1997 года Петербургский клуб Off-road и 4x4 ежегодно проводит трофи-рейд «Ладога», в котором за это время успели принять участие представители Белоруссии, Голландии, Германии, Испании, Казахстана, Латвии, Литвы, Польши, Украины, Финляндии, Эстонии и России.

Ладога

Ладожское озеро (древнерусское название Нево) – самое крупное пресноводное озеро в Европе. Площадь 17,7 тысяч кв.км, максимальная длина – 219 км, средняя ширина – 83 км, глубина - до 230 м. В него впадает 35 рек, крупнейшие - Свирь, Волхов, Вуокса, вытекает р. Нева. Время полного водообмена 12 лет. В IX-XII вв. через Ладогу шел водный торговый путь «из варяг в греки», т.е. из Балтийского моря в Черное.

Победители «Ладоги 2003»

В группе «Спорт»
(класс ТР3)

Общий зачет

Место

Экипаж

Автомобиль

Страна (город)

1.

Ковалевскис Вадимас / Суткус Аудрюс

Daihatsu Rocky

LT (Паневежис)

2.

Клюйко Михаил / Пентинен Игорь

Toyota LC

RUS (СПб)

3.

Намаюнс Арнис / Харийс Силс

УАЗ 469

LV

В группе «Спорт»
(класс ТР2)

Место

Экипаж

Автомобиль

Страна (город)

1

Конодо Владимир / Стеценко Алексей

Land Rover

RUS (Москва)

2

Ерошевский Яков / Гусев Дмитрий

Toyota LC 73

RUS (СПб)

3

Бутюгов Антон / Кучин Владимир

TLC 70

RUS (Н.Новгород)

В группе «Прото-спорт»

Место

Экипаж

Автомобиль

Страна (город)

1

Маргус Пэетс / Морозов Валерий

 

EE (Таллинн)

2

Suur Aleksander / Richard Talvik

Land Rover 88

ЕЕ (Taллинн)

3

Pinn Rein / Mait Mumme

H.M.M.

EE (Таллинн)

В «Командном зачете»
(категория «Спорт»)

Команда «Балтик off-road» в составе экипажей Максимов Владимир / Шаченов Дмитрий и Яковлев Владимир / Шурупов Сергей

В группе «Мото»

Место

Участник

Мото/Квад

Страна (город)

1

Гарагашьян Алексей Белый

 

RUS (СПб)

2

Хяргинен Эдуард

Honda

RUS (Кемь)

3

Евтушенко Александр

Polaris

RUS (СПб)

В группе «РЕЙД»

Место

Экипаж

Автомобиль

Страна

1

Томонович Гунтарс / Страздиньш Удис / Мелнис Артурс

LR Defender

LV

Звирбулис Марис / Лиелкая Бруно / Мизонис Харалдс / Ливиньш Каспарс

LR Discovery

LV

Кокалис Валентин / Русиньш Гинтс

Toyota LC

LV

2

Закис Эдгар / Трупс Арнис / Чаунэ Янис

Range Rover

LV

Кузнецов Андрис / Ренцис Айгар / Шмитс Дзинтарс

Toyota LC 70

LV

Скудриньш Гундарс / Трипанс Дайнис / Клявиньш Иварс

УАЗ 469

LV

3

Кошелев Валерий / Зинин Андрей / Коровников Андрей

УАЗ 469

Казахстан KZ

Чередников Андрей / Кузнецов Евгений / Труш Александр / Иванов Роман / Санакоев Роберт

УАЗ 469

Казахстан KZ KAZ?

В группе «ТУРИЗМ»

Место

Экипаж

Автомобиль

Страна (город)

1

Сухоруков Олег / Аветисов Роман

Jeep Wrangler

RUS (Москва)

2

Романов Андрей / Романов Роман

УАЗ 31519

RUS (СПб)

3

Мокшанов Владимир / Кримичный Евгений / Марков Александр

Suzuki Vitara

RUS (СПб)