Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Как это было репортажи "Тосненские болота"
Репортажи
Внедорожное движение в России
История внедорожников
Страницы памяти

“Тосненские болота”.
Краткий отчет участника первого этапа
открытого чемпионата по тяжелым трофи-рейдам.
2000 год.


Автор: Иван Александрович Евдокимов,
большой  души  человек :)

Фотографии: Виталий Гавинский.

День первый – самый тяжелый
(он же самый удачный для нас)

На площади Победы собралось около 30-ти машин – представителей самых различных заводов – производителей внедорожной техники, причем отечественный УАЗ был в явном большинстве. Подготовка большей части техники преимущественно ограничивалась незатейливым лифтом кузова и установкой колес BFGoodrich MT 35х12.50R15, причем я, к своему удивлению, на многих автомобилях не обнаружил даже лебедок! Но при этом присутствовала и весьма серьезно модифицированная техника – например, Самурай Севы Кармазова, в котором “родного” почти ничего не осталось, или Range Rover Classic Толи Молчанова и Светы Зайцевой, подготовленный для триала, да и в моем Шеви К-5 осталось оригинального только кузов, рама и двигатель.

Тем не менее, стартуем. Через некоторое время все собираемся на трассе возле деревни Ушаки на старт первого спецучастка. Организаторы – Сергей Лебедев и Борис Гадасин выстраивают нас в определенной очередности, стараясь самые подготовленные и потенциально быстрые экипажи поставить вперед, чтобы более медленные участники не создавали пробок и заторов на трассе. Мы стартуем вторыми – за Севой. Впереди нас ожидает канава шириной метра два и совершенно неизвестной глубины. Сева ее решил объехать, мы тоже не рискуем потерять драгоценное время, и кроме того, на этом СУ применение лебедки штрафуется – идем в объезд, выходим на трассу и видим перед собой длинную лужу с явно глиняной подосновой. Решаю брать ее ходом – вполне успешно! Свамперы диаметром почты метр (38.5 дюйма) и шириной 14.5 дюйма выбрасывают чудовищное количество грязи, и машина вмиг оказывается покрытой равномерным слоем грязи, под которым невозможно уже угадать ее цвет. Но, тем не менее, мы вполне уверенно движемся, хотя замечаю ощутимый букс колес. Время от времени автомобиль стремится встать боком – это срабатывают самоблоки, причем, когда срабатывает передний, машину просто выбрасывает из колеи. После нескольких таких вынужденных разворотов решаю газовать поменьше. Проходит буквально несколько минут, и мы нагоняем Севу. Самурай идет не спеша, на 1-2 пониженной в натяг. Решаем его не обгонять – норма времени не предусматривает слишком быстрой езды. Самурай отчаянно буксует в глине, и видно, что ехать ему нелегко. Медленно двигаюсь в натяг за Севой, не испытывая абсолютно никаких проблем – колеса слегка пробуксовывают, и очень редкие грунтозацепы Свамперов SX, предназначенных для преодоления каменных преград, хорошо очищаясь от глины, уверенно толкают Шеви вперед. У Самурая явно не хватает сцепного веса, чтобы продавить скользкий грунт, и, зацепившись за более твердые слои глины, реализовать крутящий момент. Через несколько минут добираемся до промежуточного контрольного пункта, где нас встречают Борис Гадасин и Игорь Козлов. Они предлагают нам выбрать следующее – либо свернуть направо и продолжить борьбу за норматив времени, либо ехать прямо, уже без всяких нормативов, без штрафа за применение лебедки – просто “на доход” - задача просто проехать, успев к старту следующего дня…Участок впереди заведомо более сложный, но все проехавшие получат “бонус” - максимально возможное количество баллов, плюс еще немного очков.

Естественно, мы решаем ехать прямо. Сева начинает сдувать колеса, мы тоже принимаем такое решение. На Свамперах я еду впервые, поэтому решаю установить давление 0,7 Атм. в шинах. Самурай стартует первым, мы за ним. Глина под колесами какая-то на этом участке ну очень скользкая, машину постоянно “крестит”, норовя развернуть. Самурая тоже заметно “таскает”, и мы таким вот вихляющимся маленьким конвоем медленно продвигаемся вперед. А там нас поджидает колея весьма серьезного вида, залитая водой. Останавливаемся для проверки глубины, и тут нас догоняет Саша Дерюгин на Тойоте LC-60.Он просит пропустить его вперед, мы меняемся местами в конвое – и тут мы обнаруживаем, что Тойота совершенно не двигается самостоятельно – мы ее толкаем, пинаем, раскачиваем, и только такими усилиями заставляем ее передвигаться. Подношенный Гудрич и недостаточный клиренс основательно замедляют продвижение вперед. Тут нас догоняет Толя Молчанов на своем Р-Ровере. Надо сказать, Толя установил на свой аппарат в этот раз колеса от трактора – и вот наступил самый подходящий момент для их испытания. А впереди как раз участок с очень глубокой глиняной колеей, по которой, как видно, в этом году еще никто не ездил. С характерным чавкающим звуком колеса от трактора без видимых усилий преодолели эту грязь. Пытаюсь двигаться в натяг за Молчановым – получается, но явно с большим трудом, и время от времени приходится сдавать назад и пробовать заново. Остальные не решаются лезть в мои колеи – уж очень они глубокие – и просто объезжают препятствие стороной, только Леня на военном Блейзере, оборудованном Свамперами модели “Боггер”, предназначенными специально для глины и болот, проходит по нашим следам. А Сева уже вовсю “винчуется” - преодолев ручеек поперек дороги, он тут же угодил в болото… За ним туда же ухает и Дерюгин – его Тойота оборудована механической лебедкой, которой мы все потом не раз и позавидовали, да попользовались многие не раз. Идем посмотреть на препятствие – посередине глубокая яма, залитая водой, Савва промеряя ее провалился по пояс, справа разрыто колесами Севы и Саши, а слева живописный такой, ровненький лужок, в котором я чуть не оставил свой сапог…

Вот в этот самый лужок Толик и засадил свой Рэйнж …

Решаю, что раз колеса у моего трака существенно побольше, чем у Самурая (33 дюйма) и у Тойоты (35 дюймов), попробовать пройти ходом то место, где сидели Сева и Саша. Не учел одного – нет твердой подосновы в болоте, да и Шеви намного тяжелее своих предшественников…Сели мы крепко – нагребли передней защитой слой болотного грунта, как хороший бульдозер. Впервые разматываем лебедку – машина не идет. Через блок – тоже не идет. Вот тут-то и пригодилась Сашина механическая лебеда – без видимых усилий вытаскиваемся на болотный дерн. За то время, что мы вызволяли машину из плена, как горох посыпались мимо нас в атаку остальные участники – кто рванул левее, утопая сразу возле Толика, а отчаянный участник из Казани Александр Ярославцев на лифтованном Уазике плюхнулся прямо в глубокую лужу по центру – отчаянно буксуя он погрузился так, что нижняя кромка фар была уже под водой…Тем временем я обнаруживаю, что Шеви ехать не хочет – колеса “режут” верхний слой и проваливаются в болото. Становится очевидным, что давление в шинах необходимо снизить еще. Стравливаю до 0.4, после чего Монстр начинает довольно уверенно выбираться на поверхность. Ярославцев тем временем уже выбрался, а на его место буквально ворвался, как бешеный бегемот, экипаж “Черная Каракатица” из С.-Петербурга. С жутким ревом, чудовищным пробуксом, они попытались вырваться из этой ловушки, но она стала роковой для них в этот день. В двигатель попала вода, мотор застучал, и экипаж прекратил борьбу уже на этом этапе… Выбравшись на поверхность, долго стоим, дожидаясь результатов борьбы остальных экипажей, наслаждаемся весенним солнышком и пытаемся подкрепиться колбасой и копченой курицей…

Дальше едем без особенных проблем, Свамперы, как тапочки мягко идут по поверхности болота, лес не очень густой – легко рулить между деревьев, и мы довольно шустро идем эдакой спаркой – Шевроле и Р-Ровер Классик. Через некоторое время упираемся в Ленин военный КУКВИ – он крепко сидит. Спрашиваем, что случилось – оказывается, в аккумуляторах кончилось электричество, и лебедка уже не может вызволить его из болотного плена… Ищем объезд, тем временем к нам в буквальном смысле этого слова подтягивается Саша Дерюгин на своей Тойоте . Он опять спасает, в этот раз вытащив Леню. Весь оставшийся в этот день путь до финиша они так вместе и прошли. Впереди этакий лесной перекресток – направо и налево уходят следы чего-то очень большого – то ли ГАЗ-66, то ли Урала, а вперед только следы наших товарищей – Самурая и Лайтвейта… Возникает довольно длительный спор по поводу того, куда ехать дальше – подошедшие пешком с финиша болельщики вносят дополнительную сумятицу, сказав, что направо до финиша метров 300…Я вроде бы припоминаю, что организаторы говорили про следы грузового вездехода, по которым надо свернуть. Принимаем решение ехать направо. Тут подъезжает Гадасин и отправляет нас прямо – едем дальше. А вокруг – леса, болота, лужи живописные такие…

Начинаю жалеть, что не взял ни камеры, ни фотоаппарата. Едем дальше втроем – мы с Савкой несколько впереди, Гадасин и Молчанов чуть приотстав – в Ровере Толика вышел из строя тросик газа, и он едет очень медленно. Через некоторое время упираюсь в лужу. Смотрю, вроде не глубоко, начинаю двигаться, и упираюсь в бревно, лежащее наискосок колеи. Пытаюсь его переехать, колеса чуть буксанули в скользком болотном грунте – и мы уже сидим, в выкопанных мощными грунтозацепами Свамперов ямах…Дальше едем на лебедке… Пока мы тут воюем, нас догнали два Ровера – Молчанов и Гадасин. Пытаясь объехать справа, Боря сваливается одной стороной в мою колею, и его машина едва не падает на бок, вывесив оба правых колеса. Лифтованный Дефендер зависает в довольно неустойчивом положении, но тут подбегают ребята, упираются в крышу, и спасают положение… Обратно Ровер вылезает на лебедке. Буквально сразу все это упражнение повторяет Толик на своем Рэйнже, но более низкий центр тяжести и тракторная резина дают ему возможность выехать без драматических моментов и посторонней помощи. За то время, что ребята там славно побарахтались, мы успели отъехать довольно далеко, и дальше ехали себе спокойно и ехали, наблюдая, как болотные птицы весьма вкусного вида разлетались в разные стороны из-под нашего автомобиля. В какой-то момент времени упираемся в дерево, висящее поперек нашего пути на высоте примерно одного метра и толщиной в обхват. Надо или искать объезд, или пилить. И то и другое не вдохновляет – бензопила завалена вещами в багажнике, лес по бокам кажется довольно густым, и я вспоминаю, для чего я вообще готовил своего Шеви – а готовил я его для езды по скалам и камням… Подъезжаю к дереву под небольшим углом, выворачиваю руля, чтобы колесо вышло наружу, и ему ничего не мешало карабкаться на препятствие – ну точь-в-точь упражнение “ преодоление скальной стенки” - и легко, “подняв ногу”, заставляю машину просто перешагнуть через преграду!

Тут необходимо сделать небольшое отступление и вкратце рассказать о том, что представляет из себя мой аппарат. В свое время мне в руки попал журнал “Four wheeler”, в котором я увидел фотографии невиданных машин, карабкающихся по немыслимым скалам. Увиденные фото меня просто потрясли, и я решил тоже когда-нибудь такую машину построить. С тех пор я перелопатил горы специальной литературы, и в какой-то момент времени почувствовал, что готов к постройке боевого аппарата. Шевроле был подготовлен по полной программе – подвеска, трансмиссия, рулевое управление, тормоза – все подверглось переделке. Угол скрещивания мостов достиг более 45 градусов! Лифт я старался сделать настолько маленьким, насколько это возможно – чтобы не повышать центр тяжести слишком. Колеса 38.50.14.50 – 15 SuperSwamper TSL SX, специально предназначенные для езды по скалам и камням, довершили дело. Надо сказать, что резина эта довольно интересная – выступы грунтозацепов на ней весьма редкие, и между ними проходит ладонь, так что при необходимости на что-нибудь наехать – эти самые выступы опираются на препятствие, как локти, забрасывая машину на бетонные блоки и камни высотой существенно выше середины колеса – 70 см. были взяты без проблем! Вот на таком аппарате я и дерзнул попробовать покорить Тосненские болота. Надо сказать, что в болоте я тоже проблем особых не испытывал, за исключением того, что склонность к самозакапыванию у шин с таким агрессивным рисунком протектора заставляет обращаться с педалью газа очень нежно, и порой очень трудно выбрать необходимый компромисс между необходимостью пройти ходом какой-то жидкий и топкий участок, и невозможностью газануть порезче – огромный крутящий момент восьмицилиндрового дизеля легко срывает колеса в букс, они тут же выкапывают такие ямы, из которых потом выбраться довольно проблематично.

Тем не менее, уже видим деревню и дальше ждем часа два-три, пока подтянутся остальные. В лагерь отправляемся уже заполночь. Колонну ведет Боря Гадасин, и через некоторое время мы, как былинные три богатыря упираемся в развилку. Прямо – лужа, за которой видно большое поле. Налево дороги нет, а направо начинается довольно “кисленький” проселочек, уходящий куда-то в лес… Борис утверждает, что здесь должна быть срезка к лагерю, существенно сокращающая путь, и мы решаем отправить его в разведку на предмет исследования проходимости дороги, так как после сегодняшних боев, бороться с бездорожьем никто не рвется. Огоньки Бориного Дефа постепенно уменьшаются вдали, а из машин участников слышна у кого музыка, где-то раздается чавканье голодного джипера, ну а некоторые просто спят, сморенные усталостью… Слышу в рацию – “Вань, подъедь, дерни меня назад, я тут подсел слегка!” - Стартую, предварительно вкрутив муфты и включив полный привод. Темно, впереди еле видны глубокие колеи, по краям болотца, тороплюсь помочь Гадасину, и уже почти до него доехав, плюхаюсь в болотце так, что не могу самостоятельно выбраться. Колонна же, увидев, что я поехал, тоже рванула за мной, и я уже вижу свет фар Лениного Шеви, и мы уже цепляем сзади фалу, и я уже стою на твердом, и лебедка уже зацеплена за Дефендер, и мы все разворачиваемся и едем в лагерь по твердым дорогам. И, слава Богу, что мы не поехали дальше вперед, потому что срезка была совсем в другом месте, и чем бы закончился тот ночной offroad, не может сказать никто…Прямо перед лагерем оказался брод. “Да он мелкий!” - заявляет Боря Гадасин, и ныряет в воду. От усталости не обращаю внимания на то, как он его (брод) проходит, и ныряю вслед за ним. В какой-то момент времени обращаю внимание на то, что фары Монстра, расположенные на высоте больше метра от земли, светят уже под водой! Как же тут Макс на Ниве проехал? – подумалось мне в этот момент…Сон в эту ночь был крепким, а утро очень грустным – хотелось завязать с трофизмом, надоела эта грязь, холод и усталость, и вообще автоспорт …

День второй
(он же для нас самый неудачный)

Старт второго дня был дан в порядке результатов первого, но так как все участники, получившие “бонус”, заработали одинаковое количество очков, то для первых девяти стартовавших экипажей порядок старта определил жребий. Мы стартуем шестыми. Легко по карте выехав к месту старта, обнаруживаем прямо перед ним неглубокий брод, который с успехом преодолеваем. Боря Гадасин нас напутствовал так: “Норма времени не этом спецучастке заведомо невыполнимая, так что это просто гонка – жмите вовсю!” Эти его слова, видимо сыграли роковую роль для нас в тот день… Мы дружно снижаем давление в шинах до 0.4 и буквально бросаемся в атаку. Впереди видны тракторные следы Молчановского Рэйнжа, и мы довольно быстро шуруем по просеке, время от времени объезжая особенно глубокие лужи и топкие места. Тем временем я начинаю замечать все больше и больше деревьев, поваленных навстречу движению. Похоже, кто-то здесь ездил в другую сторону. Позже выяснилось, что в тот день очень многие машины недосчитались фар. Начинается мелкий моросящий дождик, и лобовое стекло постепенно запотевает от нашего разгоряченного дыхания. Обдув стекла не работает, поэтому протираем его время от времени тряпками, не забывая при этом о норме времени, и о том, что нам надо спешить. В какой-то момент времени слышу глухой стук по капоту – дерево толщиной сантиметров 10 лежит поперек движения на уровне капота, пытаюсь притормозить, но не успеваю, получаю удар в лобовое стекло такой силы, что оно трескается в мелкую паутинку, и я уже совершенно теряю видимость. Со стороны пассажира “паутинка” не столь густая, и дальше я веду машину, то, отклонившись до предела вправо, то, высунувшись в боковое окно. Отсутствие видимости приводит к регулярным ошибкам в пилотировании, результатом чего являются регулярные “подсаживания”. В какой-то момент времени мы застреваем в лесу между деревьев, и единственным средством спасения становится бензопила. К этому времени скорость нашего продвижения вперед настолько упала, что остальные участники нас догнали, а кое-кто даже и перегнал. Дождик не переставал, и мы то ехали по болотам, то сваливались в глубокую колею, из которой выехать можно было, только с помощью лебедки, зацепленной под прямым углом – машина ехала только прямо. Вперед или назад – пожалуйста, но как не раскачивай автомобиль рулем и акселератором – не выходит он из колеи, и все! Слишком скользкой под дождем стала глина…Так мы и продвигались – то мы в колее подсядем, и нас объезжают другие участники, то все вдруг рассядутся в болоте, а мы легко “просачиваемся” мимо. К финишу мы продвигались этакой стайкой – три Уазика, Лендровер Лайтвейт и мы. Немного вперед вырвался Максим на Ниве. Но, не доезжая метров 500 до конца злополучного СУ, мы упираемся в Ниву, плотно лежащую брюхом на глине… Уазики пытаются объехать, и сами рассаживаются в крепкие объятья необъятного глиняного болота. Поддернув Ниву назад, спасаем Макса от мучений, и спокойно проехав между рассевшимися Уазиками, выходим на финиш! Но, поскольку все они стартовали существенно позже нас, общий результат в этот день у нас только девятый, что в общем зачете сразу нас лишило всяких шансов на победу. А в лагере нас ждали старые друзья – приехали из Питера нас навестить много старых соратников по борьбе с бездорожьем, и ночь была бурная и веселая…

День третий (опять неудача).

На старте стараюсь повнимательнее разобраться с характером почвы предстоящего спецучастка, по всем признакам вроде будет болото. Решаю снизить давление в шинах до 0,5 . Стартуем. Проезжаем буквально каких-то 200 метров – и попадаем на глинистый проселок с глубокой колеей… Но уже не хочется терять времени на подкачку шин, и мы начинаем медленно, но уверенно продвигаться вперед. Подспущенные шины создают в тяжелой глине ощутимо большее сопротивление, кроме того, увеличенное пятно контакта с грунтом не позволяет грунтозацепам докапываться до твердых слоев и машина едет с ощутимым пробуксом колес. Минут через 10 видим вдалеке Сашу Дерюгина, и правая нога начинает машинально утапливать педальку… После короткого спуска к ручью я вдруг вижу первое препятствие – ручей пропущен через трубы большого диаметра, грунт вокруг которых размыт и потому представляющих собой вполне достойное хорошего триала упражнение на проходимость. Как выяснилось впоследствии, большинство участников переезжало их по сэнд-тракам… Пробил мой час. Легко и непринужденно мой Шеви переехал через трубы, смачно хряснувшись фаркопом при съезде. Через несколько минут догоняем Дерюгина, извлекающего Тойоту из очередной глиняной засады. Воодушевленные своей доблестью, мы начинаем ехать быстро. Быстро получаем и наказание – низкое давление в шинах, скользкая глина, глубокие колеи… Переднее правое колесо издает громкий хлопок – мы разбортировались! Пока мы собираем колесо, нас догнал Дерюгин, и через некоторое время потерялся из виду… Собрав колесо, поднимаем давление до 0.9 Атм. и двигаем дальше. Упираемся в разрушенный мост через реку и начинаем искать брод. Следы у моста расходятся в разные стороны, и мы решаем разбиться на две большие группы – Савва уходит искать брод налево, а я иду направо. Метров через двести обнаруживаю коровий брод, по которому, как видно по следам и ехало большинство наших предшественников. Возвращаюсь к машине, долго жду Савву, едем через брод, легко его переезжаем и двигаем дальше. Возвращение к мосту с другой стороны реки оказалось долгим – поперек нашего пути была еще одна протока, и в результате правильную дорогу мы искали минут сорок. Проехав несколько километров по следам, мы уткнулись в очень глубокую канаву, где все следы и заканчивались. Вернувшись, обнаружили правильную дорогу, укрытую от посторонних глаз кустарником таким образом, что при подходе со стороны брода ее практически совершенно не видно. Потерянные минуты при бортировании колеса и поисках правильной дороги стоили нам сорока минут штрафа на финише, и хотя лебедкой мы не пользовались, результат в этот день у нас получился только шестой.

День четвертый. ФИНИШ

Трасса последнего дня была самой короткой. Подошедший к столпившимся на старте машинам местный лесник спросил: “Вы что, по этой дороге ехать собираетесь?” На утвердительный ответ он заметил, что сами лесничие здесь ездят только на “Уралах” и только зимой… На старт четвертого дня “Тосненских Болот” приехал Юра Овчинников на своей Тойоте – сороковке, оборудованной механической лебедкой. Помня о неудаче вчерашнего дня, решаем давление в шинах сильно не снижать, да и прямо после старта хорошо видна лужа, наполненная жидкой глиной. Именно в этой луже сразу после старта застревает Овчинников – попытка проехать глину внатяг успехом не увенчалась! Но, механическая лебедка – предмет зависти многих джиперов, быстро сделала свое дело, и Юра растворяется в лесу. Ну, вот, наконец, стартуем. Глиняную лужу проходим, даже и не заметив, метров триста мчимся по почти сухим колеям, пока наконец, перед глазами не открылась поляна, выехав на которую, сразу начинаем буксовать. Выскакиваю из машины – упс, болото! На высоком давлении в шинах не пройти – колеса начинают закапываться. Приходится сдувать воздух из шин. Шины большие – воздух из них выходит долго, и вот уже нас справа обходит совершенно бешеный экипаж – Саша Ярославцев из Казани. Пока есть время, разглядываю трассу впереди. А впереди посмотреть есть на что – справа колбасится не по детски дядя Толя Викторов, левее уже застрял Ярославцев, и все это сопровождается замечательным матом и криками… Савва тем временем, отправился на разведку. Обнаружив, что слева глубоко, а справа топко, решаем двигаться прямо посередине. Машина вполне уверенно едет вперед, при этом также уверенно погружаясь. “Вправо бери!” - раздается чей-то истошный крик, и я, сколько раз дававший себе слово никогда и никого не слушать во время движения, почему-то послушно переставляю машину в ту самую колею, из которой только что еле выбрался Турбодед. Причем, он даже еще и не выбрался, а просто продвинулся вперед… “Зачем же я это сделал?” - меня бросает в холодный пот, но дело уже сделано, автомобиль стоит, как памятник, колеса свободно вращаются, не отталкиваясь от грунта. Попытка вытянуть себя лебедкой не удалась. Через блок – такая же самая картина. Все, приехали! Какие тут к черту могут быть результаты? Такие мысли меня одолевали, пока я наблюдал, как Ярославцев исчез в лесной дали. Дядя Толя все это время безуспешно пытавшийся винчеваться вперед, предложил попробовать выдернуть его моей лебедкой назад.


УАЗик легче Шевроле почти вдвое, и попытка удается. Но впереди еще завал из бревен, на который УАЗик никак не может въехать. Мокрые колеса беспомощно скользят по бревнам, машину разворачивает вдоль и ставит поперек. А Юра Овчинников объезжает это болото лесом, и начинает фотографировать всю эту колбасню. “Очень даже кстати!” - подумалось мне, и система, сооруженная из механической лебедки Тойоты Овчинникова и нашей электрической, соединенных через два (!) блока, извлекают машину из ловушки. А к бревнам подъезжает еще один УАЗик, и также безуспешно пытается на них въехать. Радость от освобождения была столь велика, что во мне проснулось великодушие, и я решил помочь горемычным. Зацепив сразу два УАЗика, с разгону перекидываю их через препятствие. Дальше болото не вызывает проблем, и мы мчимся впереди совершенно одни, пытаясь наверстать упущенное время. На очередной поляне видим, как из болота прямо по середине торчит только передняя часть УАЗика Леши Тулина. “Ребята, дерните!” - подбегает растерянная Таня, штурман Леши. “У них нет лебедки! Надо бы помочь” - говорит Савва, и я послушно сдаю задним ходом, цепляю горемычного, и вот он уже на свободе. Впоследствии, эта помощь стоила мне второго места в Чемпионате.

Трасса последнего дня оказывается неожиданно короткой – мы выскакиваем на поляну перед дорогой, и уже виден финиш. До него остается метров двести, но между нами и судьями проходит овражек, в котором уже сидит Викторов. Решаю двигаться по опушке, там есть спасительные деревья, зацепившись за которые лебедкой, можно как-то выбраться. Решение оказалось правильным! Овраг промчались легко и быстро. Поскольку время уже потеряли много, решаем оказать помощь Турбодеду – ведь если мы сначала финишируем, то наша помощь уже будет считаться посторонней. Подъехав к Викторову, цепляем его “на галстук”, и одним могучим рывком выдергиваем его из плена. А время-то идет. Даю полный газ, и так, задним ходом, с дядей Толей на веревке, финишируем…

Фотографии © Виталий Гавинский.