Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Как это было репортажи Российские региональные мероприятия
Репортажи
Внедорожное движение в России
История внедорожников
Страницы памяти

Весенний призыв
МВТ Весна 2003, 1 этап Кубка России по трофи рейдам. 10-11.05.2003

Текст: Андрей Погорелов
Фото: Ильи Барсукова,
Виталия Неронова

Журнал «Полный привод 4х4» июль-август, с.62-65.


"Раненых не будет. Останутся только живые и мертвые". (Из разговора участников после предварительного ознакомления с картой маршрута соревнований.)

Впрочем, ничто не предвещало столь мрачных прогнозов: солнечное утро праздничного дня - а выезд состоялся 9 мая - дарило окружающим радость, а нам - даже некоторую уверенность в завтрашнем дне, поскольку катились мы не на загородную прогулку, а на первый этап Кубка России по трофи-рейдам "МВТ-2003", организованный одним из, не побоюсь этого слова, "монстров" трофи-движения - клубом "Вездеход" 1 .

На горизонте - Солнечногорск, и погода полностью соответствовала названию подмосковного городка, в окрестностях которого и должны были состоятся соревнования. Празднично одетые работники ДПС с некоторым изумлением взирали на проходящие мимо УАЗики, "Нивы" и прочие "вездепроходцы", многие из которых существенно отличались от оригинала, послужившего основой для их создания.

Не думаю, что открою военную тайну, живописав непосредственное место будущего развития событий. Истинную гордость за былое могущество державы внушал гигантский танковый полигон - вроде и заброшенный, но, тем не менее, действующий, подающий некоторые признаки армейской жизни. Однако чувство это было несколько смазано: навязчиво вспоминалась переиначенная кем-то фраза из известного фильма: "Есть такая профессия - Родину расхищать". Остовы грозной когда-то военной техники, выбитые стекла казарм и многочисленные дачи сразу же за проходной наводили на мысль, что все в нашем мире относительно. Огромная закрытая территория, заросшая почти непроходимым (куда уж там проезжим) лесом, была прорезана в разных направлениях то ли просеками, то ли рвами, которые с легкой руки организаторов были названы старыми танковыми дорогами.

День первый.
Техкомиссия

Все довольно буднично и спокойно. Мы быстро оплатили все причитающиеся РАФу взносы и, сдавшись на поругание техинспекторам, получили небрежное заключение: "Гражданские мосты? В спорт? Ну-ну!", и медленно и печально поплелись в базовый лагерь журнала "Полный привод 4х4", гостеприимно приютивший нас на ближайшие три дня и две ночи.

День второй.
"Пока живые"

Подъем в 6.00. Плотный завтрак. Продолжительные "охи-ахи" по поводу отсутствия передних тормозов. Жеребьевка. Старт.

Надо отметить, что соревнования были выстроены очень грамотно. Две зачетные группы "спорт" и "рейд" уходили одновременно на два разных спецучастка (СУ): "Лес" и "Полигон". Затем по мере прохождения они менялись и все шло своим чередом. Но в весь этот расклад вклинилась группа "туристов", которая ушла на СУ "Полигон" аккурат за "рейдовиками". И тут началось самое интересное: маленькие автомобильчики с гордым названием, олицетворяющим бескрайние российские пашни, сходу вляпались в основательно разбитые и глубокие колеи, затем в раскисший брод, затем в болота и т.д. и т.п... Отдадим должное доблести отдельных экипажей, сумевших все-таки добраться до финиша, но и недовольных было много.

А в лесу все происходило, как говорится, по плану. "Спортсмены" яростно боролись с нежными "старыми танковыми дорогами", бродами и собственным умением ориентироваться по прибору GPS. Парочку случайных Defender и "Нив" засосало на первой трети дистанции. Трактороподобные прототипы пытались бочком протиснуться между многолетними елями и, если это им вдруг удавалось, тут же топли в болоте. Эвакуаторщики без работы не сидели ни днем, ни ночью - все проходило слаженно, но неромантично: с применением лебедок и ненормативной лексики. И все это двигалось и двигалось - к финишу первого спецучастка.

СУ-2 "Полигон"

Наконец мы вырвались из ласковых объятий "танкового" леса и поплелись на "вторую часть марлезонского балета" 2  . Поплелись в прямом смысле: сцепление, как говорится, "сгорело на работе". Было принято единодушное решение - добивать машину в бою - в соответствии с героическим местом нашего пребывания. В конечном итоге это сыграло добрую службу, так как второй участок был пройден без излишнего "экстремизма" - с максимальной осторожностью, но не без эксцессов. Когда до заветного финишного створа остался десяток-другой метров, в результате потери внимания на радостях "козлик" был основательно засажен в неглубокую, но скользкую канаву, из которой никак не хотел выезжать. "Лебедиться" пришлось практически о ближайший пучок одуванчиков.

Все. Финиш. Довольные, с видом, как нам казалось, настоящих мачо, выходим из машины, и только не по возрасту материнская забота в голосе судьи Ксюши: "Как вы, мальчики?" и тут же предложенная баночка холодного пива заставляют нас критически отнестись к своему внешнему виду и внутреннему состоянию.

Ночь. Холодная тишина. По не подтвержденным данным (которые затем подтверждаются) многие участники любуются звездным небом с лесных полян. С наступлением темноты лагерь почти мгновенно погружается в сон. День прошел, и слава Богу.

День третий.
СУ "Полоса препятствий"

Все как обычно. Подъем, кофе, жеребьевка. Длиная-предлинная очередь на старт. "Туризм", "рейд" и, наконец, "спорт". Трасса короткая, лимит времени 15 минут. Есть пара "засадных" мест и огромная глубокая канава, нареченная "танковым бродом", сунувшись в которые нечего и надеяться уложиться в отведенное время. В "засады" никто не лезет, предпочитая получать за это пенализацию. Главное - уложиться в отведенный лимит времени. Все решают свои тактические задачи, набирая необходимые очки.

Но "безумству храбрых поем мы славу". Виталий Гноринский, опытный пилот, один из "старейших" трофистов страны на Mercedes "G" (известном как "Орех"), шедший по предварительным результатам на первое место, критически оглядев трассу, тихо процедил: "А мы пойдем вброд" и... ахнул машину во всамделишный танковый брод. Но брод оказался не так уж и прост. Машина уткнулась "мордой" в крутой "берег", в ход пошла лебедка, которая по закону "бутерброда", естественно, закусила трос, хотя за две минуты до этого прекрасно работала. Неимоверные усилия экипажа не исправляли ситуации, а неумолимый секундомер отсчитывал положенные 15 минут. Ребята разматывают заднюю лебедку, "вытаскиваются" назад из канавы и ... успевают долететь до финиша. От смертельных 15 минут их отделили всего 15 секунд. Но шоу на этом не закончилось. Женя Павлов, бессменный председатель тверского клуба "Лебедушка", человек известный, и просто хороший, веселый парень, "бившийся" с Гноринским за первое место в абсолюте и в своей категории, вместо того, чтобы спокойно пройти трассу безо всяких "засад" и вчистую выиграть по очкам, тоже направляет машину в брод. И делает это грамотнее, чем "Орех". Штурман предварительно переправляется на другой берег с размотанным тросом лебедки, цепляет его за дерево, и вот уже перед машины начинает подниматься на берег и кажется, что брод взят. Но... тягового усилия лебедки не хватает, в ход идет блок. Однако время-то тоже не стоит на месте. В довершение выяснилось, что наши танки, видимо, не совсем надежны, и многие детальки, вероятно, подвязываются к ним проволочками. Так вот, все эти многочисленные проволочки с детальками плотно намотались на мосты Жениного аппарата. Время, пенализация, занавес.

 

Но Бог отмечает храбрых и отчаянных. В результате тяжелых двухдневных соревнований Евгений, "отдав" первое место в категории ТР3, выиграл с отрывом всего в одно очко в абсолютном зачете. Движимый сомнениями и спортивной гордостью, он кинулся в судейскую комиссию оспаривать собственную победу. Но логика РАФовских таблиц была неумолима, и к общему удовлетворению он так и остался победителем.

Что же до нашего боевого экипажа в составе автора этих строк, штурмана Андрея Лунина и механика Виталия Куценко, то мы в пылу борьбы как-то не заметили, что пришли вторыми в своей зачетной группе и четвертыми в абсолюте. Мы тоже поднялись на подиум, получили свой кубок, медали и кепку с майкой, что и поделили по-братски.

Вот, пожалуй, и все.

...Ночное шоссе, отсутствие света, одна противотуманка, в зеркале заднего вида - 968-й моего штурмана. Не Porsche. Помнится, у Бабеля - "...на носу у вас очки, а в душе осень" 3 . И еще ломота в каждой клеточке организма.

И чувство выполненного долга. Перед самим собой.

 1  См. "Полный привод 4х4", МАЙ-ИЮНЬ 2003

 2  С легкой руки Александра Дюма и авторов фильма "Д'Артаньян и три мушкетера" фраза "вторая часть Марлезонского балета" стала крылатой.

 2  И.Э. Бабель "Как это делалось в Одессе" .