Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Как это было репортажи Российские региональные мероприятия
Репортажи
Внедорожное движение в России
История внедорожников
Страницы памяти

Трасса Е95-бис

700 КИЛОМЕТРОВ МЕЖДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ И МОСКВОЙ НОРМАЛЬНЫЙ ВОДИТЕЛЬ НА НОРМАЛЬНОЙ МАШИНЕ ПРОЕДЕТ ЧАСОВ ЗА ДЕСЯТЬ. УЧАСТНИКАМ «РЕЙДА ДВУХ СТОЛИЦ» ПОНАДОБИЛОСЬ НА ЭТО СЕМЬ ДНЕЙ. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА «АВТОПИЛОТА» НИКОЛАЙ КАЧУРИН ВЫСТУПИЛ НА РЕЙДЕ ШТУРМАНОМ АВТОМОБИЛЯ LAND ROVER.

Текст и фото Николай Качурин

Даже если вы владеете джипом устрашающего вида, ощерившимся на дорогу лебедкой, кенгурином и внушительным лайтбаром на крыше, слово «трофи-рейд» едва ли о многом вам расскажет. Чтобы сразу расставить все точки над i, поясню: «трофи» — это когда едут не на время, а «на интерес». Рейд — это когда едут по дороге «чем хуже, тем лучше».

Организаторы пробега — Московский Land Rover Club и Санкт-Петербургский Ленд Ровер Клуб — предложили всем желающим прокатиться из Петербурга в Москву. Но не по асфальту, а по бездорожью. И не просто по бездорожью, а с преодолением в начале и в конце пути так называемых «спецучастков»

О ДОРОГАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ. К слову, за семь дней трофи-рейда я убедился, что дороги в России есть. Причем везде. Весь вопрос в качестве этих дорог. Так вот, «спецучасток» — это все-таки дорога, только почти непроходимая. Спросите, как дорога может быть непроходимой — отвечу.

Представьте себе широкую лесную просеку, по которой трелевочные трактора вывозят лес. Эти трелевщики пробили в трудовом порыве две или более колеи, соединяющие точки, которые есть даже не на каждой карте Генштаба. Задача участников трофи-рейда: пройти на своем автомобиле из точки А в точку Б. Не суть важно, будете вы ехать в автомобиле или нести его на руках. Если в пункте А был автомобиль и два человека в нем, то они же должны материализоваться в пункте Б.

В первом и пока уникальном для нашего любительского джиперского движения мероприятии принимал участие смешанный экипаж: водитель Владимир Конодо, директор автотранспортного предприятия «Авто 40» и штурман — корреспондент журнала «Автопилот». Да, был еще и третий член команды, наш маленький и выносливый автомобильчик, в котором знатоки техники с маркой Land Rover без труда узнают предка Defender — Land Rover 88 Lightweight. Этот неприхотливый внедорожник с дизельным двигателем создавался исключительно для армейских нужд — отсюда простота конструкции и минимальные удобства. Спасибо, что сиденья предусмотрели. Зато благодаря небольшому весу и низкооборотистому атмосферному дизелю ездит он по грязи удивительно легко.

ГДЕ БРОНЕПОЕЗД НЕ ПРОЙДЕТ. Всего в нашу колонну собралось четырнадцать машин. Причем обладание автомобилем легендарной марки Land Rover — не обязательное условие для участия. Вместе с Defender, Discovery и Range Rover трассу преодолели несколько «варягов» — Nissan Terrano I, УАЗик и даже ГАЗ-69. Справедливости ради отметим, что внедорожники отечественного производства шли наравне, а иногда и лучше, чем прославленные английские джипы. Еще одно доказательство тому, что дело не в автомобиле, а в прокладке между рулем и сиденьем.

Перед нашим стартом из Петербурга прошли сильные дожди, и передвижение колонны только с большим трудом можно было назвать ездой. Выглядело это примерно так: Land Rover с трудом выдергивают из глубокой грязевой ванны и он тихонечко так, балансируя двумя колесами на краю заросшей канавы, призванной изображать в трофи-рейде обочину, ползет вперед метров сто. Затем стоп. Неопохмеленный водитель трелевщика пошел в этом месте противолодочным зигзагом — впереди просто много воды и немного грязи, из которой, по преданию, Бог сотворил Землю.

По джиперским законам тут есть только два пути — либо медленно проползти, либо резво перепрыгнуть. Опыт подсказал, что большинство машин, не оборудованных колесами огромного диаметра по образу и подобию американских «биг футов», начинали в этой патриархальной жиже трогательно тонуть. Вне зависимости от того, ползли они или прыгали.

В этом случае на них наваливались всем миром. Либо выносили на руках, либо на веревке страдальца выдергивал все тот же «биг фут». Если препятствие казалось совсем непреодолимым, то участники рейда, вооружившись топорами и бензопилами, строили гать. Или, если позволял рельеф местности, просто ломились напрямую через лес, валя мешающие деревья бензопилами или прямо бампером автомобиля. Это действо сильно напоминало кадры из фильма «Освобождение», когда маршал Жуков вел танки через Полесские болота.

ВЗЯТЬ «ЯЗЫКА». Положенные километры мы все-таки одолели. Ценой нескольких несерьезных поломок и двух бессонных ночей, когда экипажам удалось поспать всего несколько часов. Дальше нам предстоял несложный переход до озера Селигер, где был намечен базовый лагерь для серьезного отдыха.

Эта часть пути была проделана по дорогам. В том смысле, что не по сплошным лужам и болотам. Кроме того, погода немного смилостивилась и установилась приличная жара — многие места, которые до этого были непроходимыми, подсохли, и колонна весело катилась через леса и деревни, брошенные населением в поисках лучшей, городской доли. Более того, несколько километров мы даже проделали по трассе Е95, но исключительно для того, чтобы пересечь ее и опять уйти на узкие лесные дорожки в сторону Селигера. Во время плутаний по этим дорожкам мы выяснили еще одну забавную вещь. Дело в том, что двигаться по обычной, пусть даже подробной карте — это все равно что лететь по пачке «Беломора». Несколько карт, имевшихся у устроителей, были составлены достаточно приблизительно и только давали общее представление о том, где мы находимся и куда движемся. Отбросив все глупые игры с картами и GPS, мы воспользовались самым простым способом. Брали «языка» из местных, которые, старательно подбирая печатные слова, все-таки выводили нас на нужную точку. Правда, водителям пришлось просидеть за рулем около 20 часов, но на то он и трофи-рейд. Выпив водки перед отходом ко сну, мы решили считать этот день скоростным ДОПом.

КОМУ ЭТО НАДО?? Последний спецучасток ждал нас в Тверской области. Я не силен в геодезии, но теперь на собственном опыте знаю, чем почвы под Старицами отличаются от почв под Питером. Там просто меньше грязи, но значительно больше грунтовых вод. На практике это означает, что ваша машина готова в лучшем случае забуксовать, а худшем — просто провалиться в болото практически на ровном месте. Для участников пробега это означало только одно — опять стелить гать или рубиться через лес. Правда, дело пошло значительно веселее, так как поднаторевшие за предыдущие дни «чайники» уже сами включали вторую, пониженную, и не бросались в лоб на каждую встречную лужу, готовую засосать Land Rover по самую антенну. Мастерство, его не пропьешь.

Короче, все закончилось благополучно. Доктор, с тайной надеждой протирающий на каждой стоянке свои хирургические инструменты, так и остался без серьезной работы. Несколько клещей, изничтоженных им на участниках пробега, не в счет. Механикам также не удалось особо блеснуть своим мастерством — досадные поломки исправлялись в основном экипажами. А последние 160 километров колонна просто вынуждена была проделать по шоссе — плотность дачной застройки практически не позволяла въехать в Москву, минуя асфальт, чтобы не нарваться на частные владения.

Тем не менее финиш колонны 12 июня на Ходынском поле потряс многочисленных зрителей, собравшихся на Автонеделю в Москве. На фоне сверкающих лимузинов покрытые грязью до самой крыши джипы вызвали восторг и уважение. Специальными дипломами были отмечены все экипажи. Кто-то как «Король эфира», кто-то как «Водитель без башни», была у нас даже собственная «Леди Трофи».

Уже на Ходынке ко мне подошел зритель в шортах и с бутылкой пива. С живым интересом рассматривая уставшие экипажи, спросил: «Ребята, зачем вам это надо? Ради рекламы?» «Да нет, просто по кайфу», — ответил кто-то из колонны, показав любителю пива и зрелищ новый диплом со словами «Ты сделал это!». Пивной человек с любопытством прочитал диплом, сделал большой глоток уже теплого напитка и спросил: «А когда еще раз поедете? Можно с вами?»