Страсти на болотах I Этап Чемпионата России 2003 года по трофи рейдам «Тосненские болота»
ИгорьКозлов
(спортивный комиссар РАФ)
фотографии - Photo&Video Assistance Group Журнал «Полный привод 4х4» июль-август 2003 г.
На четвертом спецучастке спортсменам необходимо было сплавиться по горному участку реки с очень сильным течением, серьезными порогами и подводными валунами с человеческий рост. И на чем бы вы думали? На каяках? На плотах? На байдарках, наконец? Да не тут то было! На собственных внедорожниках! Да еще в ночи.
Вот уже четвертый год традиционно на майские праздники в окрестностях Питера проходят джиперские баталии под названием «Тосненские болота», второй год подряд имеющие статус этапа чемпионата России по трофи-рейдам и Кубка «Нарт-тайм» с хорошим призовым фондом и спонсорской поддержкой. И на этот раз организаторы гонки Борис Гадасин и Сергей Лебедев преподнесли участникам много интересных моментов.
Базовый лагерь расположился в этом году на новом месте в очень красивом сосновом бору. Здесь находились площадка для разгрузки спортивных автомобилей, зона оргкомитета, круглосуточные кафе для участников, туалеты, бесчисленные мешки для сбора мусора и т.д. и т.п. Очень трудно было добиться у местной администрации разрешения на размещение лагеря, потому что территория эта относится к природоохранной зоне со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Процесс прибытия участников, конечно же, впечатлял. Фуры, фуры, фуры (прямо-таки таможенный терминал), а география какая: Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Брянск, Ханты-Мансийск. Об экипаже из этого города скажу особо. Юрий и Александр Рязановы подготовили свой УАЗ по категории ТР2 в Челябинске, так как тюнинговых ателье в родном городе у них нет, и чтобы попасть на старт, они отмахали не одну тысячу километров. Но вот незадача. По причине, как обычно, застрявших платежек они остались без специальных колес и приняли решение все-таки выйти на трассу. Но чудес не бывает, и на обычной стандартной уазовской резине они безнадежно утонули на одном из СУ и несколько дней бились уже не с соперниками, а сами с собой, но все-таки к финишу гонки приехали самостоятельно, за что удостоились отдельного приза «За волю к победе!».
Каких только монстров за зиму не понастроили! Но тем не менее все на равных правах должны были пройти административную и техническую инспекцию. Ее итогом стал количественный список участников и команд, разделенных на три категории: ТР1, ТР2, ТРЗ. Командный зачет разыгрывали между собой «4x4 Клуб Санкт-Петербург», «Российские дороги», «WATA Racing», «Проходимцы», «Trophy Land», «Электробуер», «Петроград», «Зебра», «Автодор-спорт», «Нимал». И очень порадовало, что наши ряды пополнились достаточно большим количеством дебютантов.
Ну вот, наконец-то и дан старт гонки и старт первого СУ. Учитывая, что технический уровень и опыт экипажей за год сильно вырос, Гадасин, отвечавший за спортивную составляющую гонки, провел СУ1, в основу которого легло спортивное ориентирование, на трассах прошлого года. Для справки - эти трассы год назад участники проходили за три дня, а в этом году норма времени была всего 14 часов. Каждому участнику на старте выдавалась карта с отмеченными на ней точками (пунктами) с координатами GPS, которые экипажи, в силу своей тактики или каких-либо других соображений, должны были «посетить». Надо было найти специальную отметку на дереве или других предметах и сфотографироваться так, чтобы в кадре были обязательно видны номер точки, автомобиль с бортовым спортивным номером и один из членов экипажа, что гарантировало документальное подтверждение (при проявке фотопленки) присутствия экипажа на данном контрольном пункте.
На следующий день участники были разделены жеребьевкой на две группы, которые стартовали на разных трассах - СУ2 и СУЗ. Трасса СУ2 представляла собой линейный маршрут по тяжелой лесовозной дороге с глубочайшей колеей и промоинами, «засадой» которого стали два очень глубоких брода. На одном из первых бродов на этом СУ2 и было доказано, кто есть кто. Первыми у брода появились лидеры Михайлов и Усенок. После короткой разведки -сразу в воду. Все произошло так быстро, что они, уже надрывно урча своим УАЗиком, оказались на другом берегу, но почему-то поехали сначала не в том направлении (уклонение от маршрута - снятие результата СУ), но потом вернулись и умчались далее в лесную глушь. Получасовая полная тишина... Но вот слышится рычанье, и к броду подлетают сразу несколько автомобилей. Питерский экипаж N131 на Suzuki Samurai Владимира Яковлева не испытал никаких сложностей. А это что за моторная лодка? Смотрите, она действительно плывет! Это московский Samurai N130 Влада Текунова и Романа Вязовского. До берега они доплыли, а вот с выездом что-то у них не получилось, но Роман быстро зацепился лебедкой, и в результате они выбрались на твердую землю. Тем временем к берегу подъехал новехонький красавец Land Rover Defender 90 N140 братьев Дмитрия и Эдуарда Абрамишвили. Ну что, дебютанты, посмотрим? Чих-пых, чих-пых, ни разу не сели и уже на том берегу. Кстати, итогом такого успешного преодоления брода стало первое место в своем классе ТР2. Отмечу, что ребята пошли по своему фарватеру, по которому до них никто не ходил. Серьезная заявка!
А в это время события развивались и на трассе СУЗ. Гадасин и здесь придумал для участников полную «развлекуху». Задание на СУЗ: пройти по легенде маршрут и «взять» всего лишь три контрольных пункта (один из них обязательный - иначе аннулирование результата данного СУ - и два других бонусных, но каких!...). Сначала километров 6-7 обычной лесной дороги, затем километра два до основной точки по убойной лесовозной колее с жуткими пнями и такой «трясиной», где, провалившись даже при «пешей ходьбе», вылезти без помощи другого человека невозможно. Но это все цветочки, а ягодки, в буквальном смысле этого слова, были впереди. Дело в том, что КП2 разместили в центре огромного настоящего клюквенного болота, где не было ни одного дерева, за исключением жалких сосенок. Так что про лебедки можно было забыть. Только самые отважные экипажи ринулись форсировать это гиблое место. Остальные покружили, покружили вокруг, попробовали там въехать, здесь влезть и тут же тонули так, что еле выбирались обратно. А впереди где-то за болотом еще спрятан КПЗ! «Масла в огонь» добавляет неумолимо тикающий секундомер.
Далее следовал ночной СУ4, где участников ожидал самый настоящий рафтинг (в буквальном смысле). Конечно же, сложнее всего было первым экипажам. Предварительная разведка запрещена и подразумевалось, что экипажи, войдя в русло реки в одном месте, буквально шепотом проедут по правильному фарватеру между валунами и камнями и, пройдя все пороги, километра через два выедут на берег, где был устроен финиш. И все это под покровом темноты и непрекращающимся дождем! Но не тут то было! Зрители, которые весь этот ужас наблюдали с берега, крутили пальцами у виска и безнадежно приговаривали: «Да они ненормальные психи!» (как будто бывают еще и нормальные психи). Вообще-то выглядело это действительно ужасно: с пробуксовкой на старте экипажи неслись к шумящей своими водоворотами реке, практически не тормозя влетали в воду, и со скоростью течения, а некоторые «психи» и еще быстрее, неслись вниз. Севших на мель на этом СУ было предостаточно, но когда после финиша московского экипажа N122 Виктора Воликова и Сергея Ерохина на монстроподобном Range Rover я увидел результат - полный «Сталинград» в подвеске, загнутые до самого днища толщиной с руку реактивные тяги и развернутые в разные стороны мосты от Unimog - я тут же согласился: психи!
В последний день гонки небо все-таки улыбнулось участникам теплым весенним солнышком, что добавило им сил и настроения, но трасса последнего СУ5 после недельного дождя покорилась далеко не всем. В этот день до финиша добралось всего лишь 13 экипажей.
Возвращаемся в лагерь. Там вовсю кипит работа судей, готовятся предварительные результаты. И вот первые лидеры в абсолютном зачете: N104 - москвичи Михайлов и Усенок из команды «Российские дороги», N112 - петербуржцы Демин и Занозин, N143 - петербуржцы Воронов и Куприянов. Но из-за неспортивного поведения решением комитета РАФ по трофи-рейдам результат экипажа N104 Михайлов-Усенок был аннулирован, что соответственно изменило положение в официальной таблице результатов. Очень жаль, ведь парни всю гонку лидировали в абсолюте, но правила есть правила и они написаны для всех.
Хочется отдельно сказать о «Нивоводах», ведь они почти на равных со «взрослыми» бились за результат на своих практически стандартных машинах. Да еще как бились! И они доказали всем, что их класс (класс ТР1) состоялся.
И еще раз нужно отметить возросший уровень экипажей и команд. Это сказалось и на работе службы эвакуации, которой не пришлось трудиться в поте лица. В любых, даже самых сложных ситуациях, ребята обходились своими силами.
Ну вот и настала долгожданная и торжественная церемония награждения. Медали, кубки и денежные призы нашли своих победителей, но самой главной наградой для каждого экипажа в этой гонке был финиш.
Результаты трофи-рейда «Тосненские болота» Общий зачет |
Место |
Экипаж |
Зач. группа |
Сумма очков |
1. |
Демин Виктор, Занозин Виталий |
ТРЗ |
100 |
2. |
Воронов Дмитрий, Куприянов Дмитрий |
ТРЗ |
93,2 |
3. |
Масютин Владимир, Лобов Леонид |
ТРЗ |
87,9 |
4. |
Толмазов Михаил, Герасимов Сергей |
ТРЗ |
83,5 |
5. |
Пшеничников Юрий, Молодик Сергей |
ТРЗ |
79,6 |
6. |
Ефремов Дмитрий, Зарицкий Владимир |
ТР2 |
76,1 |
7. |
Быстрое Владислав, Голубев Алексей |
ТРЗ |
72,8 |
8. |
Слепушкин Андрей Грачев Александр |
ТР2 |
69,8 |
9. |
Гноринский Виталий Надиров Владимир |
ТРЗ |
67 |
10. |
Яковлев Владимир Шурупов Сергей |
ТР2 |
64,3 |
|
|