Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Туризм Путешествия
Приключения
Экспедиции
Спортивный туризм
Календарь
Полный привод 4x4

На край земли

Илья Барсуков
Фото автора
Журнал «Полный привод 4х4» июль-август 2003 г.

Идея съездить на Кольский полуостров уже давно бередила душу. Но самые разные обстоятельства никак не позволяли осуществиться. И вот наконец все как-то удачно «срослось». Мурманский Polar off-road club проводил трофи-рейд «Поморский берег», под который удалось выкроить свободную недельку, а «свеженький» УАЗик только прошел обкатку.

Дорога

Доехать до Мурманска - само по себе уже неплохое путешествие. Как-никак, а это целые 2000 км в одну сторону. Дорога из Москвы в Мурманск занимает два дня, но в результате она оказывается совсем не бесконечно длинной и утомительной, а скорее, приятной и познавательной. Ездят обычно по Питерской трассе, сворачивая с нее, немного не доезжая Санкт-Петербурга, на Кириши. Далее на Старую Ладогу, а потом на Петрозаводск, ну а затем - все время строго на Север. Описывать трассу Москва - Питер нет, наверное, никакого смысла, потому что большинству автомобилистов она хорошо знакома, ну а тем, кто только планирует по ней прокатиться, в двух словах ее можно охарактеризовать как одну из самых благополучных в смысле развитости придорожного сервиса. Мотели, заправки, магазины запчастей, бесконечные закусочные и кафе, придорожная торговля домашними пирожками и «дарами леса» сделали эти сотни километров не более сложными, чем обычная поездка на дачу.

Дорога до Петрозаводска уже не столь оживленная, но зато гораздо более живописная и спокойная. Пока едешь по «Ленинградке» то и дело уворачиваешься от бешеных фур, выходящих на обгон по встречной на скорости 100 км/ч. Но стоит свернуть с трассы, как можно расслабиться и начать любоваться пейзажами, которые по мере продвижения на север и ухода от цивилизации становятся все красивее. Но это вовсе не значит, что срочно нужно «забивать под пробку» баки и канистры и закупать впрок консервы. Придорожная инфраструктура достаточно хорошо развита, нет никаких проблем ни с питанием, ни с бензином, ни с ночлегом. Везде уверенно «берет» мобильный телефон (МТС; по другим сетям нет данных).

Самое интересное начинается после Петрозаводска. Первые километров 100, примерно до Медвежьегорска, на пути еще попадаются остатки цивилизации, но затем начинаешь остро осознавать всю ширину и необъятность нашей Родины. Если посмотреть на карту, то мурманская трасса окажется почти прямой. Она проложена в стороне от населенных пунктов и, словно повинуясь чьей-то железной воле, пересекает болота, реки, озера и небольшие скалистые гряды. Когда-то давно на Ярославской трассе у маленького кафе висел рекламный щит «Шоссе - не космос, остановись - перекуси». Чем дальше продвигаешься вглубь Карелии, тем больше становится космических ощущений. Заправочные станции, в большинстве своем, «привязаны» к «развязкам» с дорогами, идущими на крупные населенные пункты - Медвежьегорск, Беломорск, Сегежу, Лоухи. Рядом с ними, как правило, есть и кафе. Средней паршивости гостиница имеется в Медвежьегорске, неплохая в Лоухах. Бело-морск не очень удобен для остановок, так как расположен далеко от трассы. Но в случае необходимости ремонта Беломорск и Кандалакша - это самый верный вариант найти нужную деталь и сервис, так как придорожного ремонта практически нигде не наблюдается. Какие-то мастерские можно найти только в городах. Так же обстоит дело и с запчастями. Последняя хорошая цивильная заправка «ТНК» километрах в 60-80 за Медвежьегорском. Чистое аккуратное кафе, шиномонтаж, продажа масел. Сотовая связь пропадает сразу за Петрозаводском и ненадолго едва оживает только около Сегежи.

Качество дорожного полотна почти на всем протяжении магистрали, вплоть до въезда в Мурманскую область, оставляет желать лучшего. Из-за того, что дорога идет по болотам, она постоянно «плывет». Выбоины, конечно, латают, но как водится, не очень оперативно. С асфальтовыми «волнами» дорожники могут бороться только кардинально, поэтому пока с ними воюют водители. Наиболее тяжелый и неприятный перегон - это участок трассы от Беломорска до Лоухов. Одни леса и болота, на обочинах - кострища: молчаливые, но красноречивые следы долгих ремонтов. Без огня здесь пропадешь - зимой замерзнешь, а летом сожрет мошкара. Сразу как-то особенно настороженно прислушиваешься к шуму машины и в мысленном диалоге с ней выбираешь самые хорошие слова.

<--Трасса Санкт-Петербург - Мурманск




Типичный для Кольского полуострова брод-->

После поселка с чудным названием Лоухи до границы Карелии с Мурманской областью остается всего ничего. Огромный, раскинувшийся над дорогой щит с надписью «Мурманская область» ассоциируется с воротами в другой мир. Буквально через несколько десятков километров дорога становится заметно лучше, побольше и признаков жизни. Вскоре «прорезывается» МТС. Телефон нормально работает почти везде вплоть до Мурманска. Но главное - разительно меняется природный ландшафт. Меньше становится бескрайних болот и заросших, темных, стоящих глухой стеной лесов. Им на смену приходят бескрайние озера, прозрачные хвойные леса, скалистые отроги Хибин и стремительные горные реки. И даже болота выглядят гораздо веселее. Мурманская область - это и есть собственно Кольский полуостров.

«Поморский берег»

Строго говоря, «Поморский берег» трофи-рейдом в нашем сегодняшнем понимании и не назовешь. Нет ни зачета по времени, ни групп спортивно настроенных джиперов, рвущихся к заветному финишу. Это ближе к экспедиции, с той лишь разницей, что экспедиция идет по незнакомому пути, а «Поморский берег» по заранее прописанному маршруту. Прелесть его в очень правильном выборе дорог, дающем возможность понять, что такое Кольский полуостров.

Стартовав в Мурманске, путешествие по-настоящему началось в поселке Ревда, расположенном у подножия Ловозерских тундр. Эти тундры на самом деле вовсе не тундры, а небольшие горы высотой около километра. Знамениты они своими красивейшими ландшафтами и полезными ископаемыми. Нас интересовало, естественно, первое. Поднявшись всего лишь метров до семисот над уровнем моря, уперлись в огромный снежник. Преодолеть его не было никакой возможности, поэтому пришлось объезжать его, карабкаясь прямо по склону. И это в июне месяце. Местные утверждают, что в это время некоторые ущелья еще забиты 3-4-метровым слоем снега. Именно поэтому не представлялось возможным совершить сквозной проезд по пяти вершинам Ловозер. Макушки этих гор плоские и абсолютно голые, только мхи и лишайники могут спорить здесь с суровым климатом, но стоит спуститься вниз метров на пятьсот, как попадаешь в густую лесную чащу. В этой контрастности и есть особое своеобразие местной природы. Так, в Ревде может идти дождь и дуть холодный пронизывающий ветер, а 150-ю километрами южнее, в Кандалакше, будет светить солнце. Погода может измениться за какие-то минуты на прямо противоположную, так же как и горные гряды могут смениться чередой непроходимых болот. Суровый местный колорит заставил нас довольствоваться лишь небольшой обзорной экскурсией по Ловозерским тундрам. Отдав должное суровой красоте величественного Сейдозера, переливавшегося, словно огромная слюдяная капля, в лучах скупого на ласки северного солнца, и посидев, свесив ножки, на краю скального обрыва, высотой несколько сот метров, стали спускаться вниз.

В глубь полуострова

Дальнейший путь прошел вдоль берега, к противоположной стороне которого в туманной закатной дымке, словно сказочный мираж, спускались отроги Хибин. Еще одна интересная особенность этих широт - полярный день. Он вызывает самые удивительные ощущения. Солнце лишь подкатывается к горизонту, но не переходит заветной черты, каждый час меняя цветовую палитру окружающего мира. Природа, словно уставшая от долгой темной зимы, как будто не только стремится наверстать упущенное, но и спешит насытиться впрок. Как будто повинуясь этому зову природы, люди тоже не торопятся рано ложится спать, на улицах городов жизнь затихает только под утро. Не спится и нам, обычно движение прекращается часам к четырем утра. Так, пересекая вброд многочисленные полные жизненных сил и неукротимой энергии реки и ручьи, стекающие с гор, мы добираемся до поселка Октябрьский. Здесь можно пополнить запасы бензина и продуктов, так как дальнейший наш путь пойдет опять вдали от людей. Мы продвигаемся на юг полуострова. Природа меняется с каждым километром пути. Ощущение сурового неприступного северного безмолвия постепенно отходит на второй план. Окружающий ландшафт теплеет и становится более ласковым и дружелюбным. Дорога петляет по небольшим сопкам, лавируя между голубыми озерами и тихо зеленеющими болотами, через которые еще очень хорошо сохранились старые гати. Некоторые сложности представляют полуразрушенные мосты. Там, где их уже нет, приходится идти вброд, а там, где еще что-то осталось, сначала приходится досконально проверять, выдержит ли то, что осталось, машину. Какое-то гнетущее впечатление оставил после себя хутор Муна, где круглый год, ютясь в хилых лачугах, где и летом-то неуютно, без света и какой-либо связи с миром живут два человека. Все общение только с проезжими охотниками, но таковые бывают только летом. Каково здесь полярной ночью, когда температура опускается до минус сорока, даже представлять не хочется.

По Белому морю

Любуясь пейзажами, без каких-либо проблем выезжаем на берег Белого моря. Несколько дней назад мы играли в снежки в горах, а сейчас нежимся под солнцем в майках на берегу моря. Далее по плану - прямо по самому берегу моря до старинного поморского села Кузомень. Оно стоит в устье реки Варзуги и попасть в него можно только или по воде или на полноприводной машине. В радиусе нескольких километров вокруг села раскинулись труднопроходимые пески. Песок не такой опасный, как в азиатских пустынях, но машине приходится здорово напрягаться в борьбе с ним даже на пониженной передаче. Трудно поверить, что ты за Полярным кругом. Куда «хватает глаз», безмолвная песчаная пустыня, и лишь постоянно присутствующий здесь ветер упорно гоняет песчаные змейки. Хорошо, что хотя бы есть ветер, дающий хоть какое-то эфемерное ощущение жизни. Вдруг с одной стороны открывается вид на уходящее за горизонт море, а с другой - на широкую ленту Варзуги. Мы на песчаной косе.

Тоня Тетрина.

Церковь а селе Варзуга.

Поморское кладбище у села Кузомень

Ловозёрские тундры.

Часовня на берегу Белого моря возле тони Тетрина.

Тоня Тетрина.

Привал в селе Варзуга

Снег в середине лета - нормальное явление дня полярных широт.

Вид на село Варзуга.

Колокольня в селе Варзуга

Брод через реку Куна.

 

Кузомень оказался на редкость самобытной деревней. Вдоль околиц домов проложены деревянные мостки, чтобы ноги не вязли в песке. Прямо за деревней, буквально метрах в пятидесяти, на дюнах, с которых видно море, вольготно раскинулось поморское кладбище, наверное, такое же древнее, как и все вокруг. Старые, источенные крепким ветром кресты, местами попадали, но многие еще держаться на своих кривых ногах, как будто цепляясь за жизнь и смотря на бескрайнее море, наверное, так же, как и люди, в память о которых они поставлены. Ветер потихонечку играет с дюнами, засыпая одни кресты и открывая другие. Здесь тоже идет своя жизнь, только у нее другие временные рамки. В песке, прямо на кладбище, веселятся дети, чуть поодаль стоит магазин, за крепкими бревенчатыми домами виднеется река. Кажется, никто не в силах изменить этот вековой уклад жизни.

После Кузоменя - другое поморское село Варзуга, известное своей старейшей на полуострове деревянной церковью. Далее наш путь лежит в место под названием тоня Тетрина. Тоня - это рыбацкий стан, стоящий на самом берегу моря. Тоня Тетрина - это не только рыбацкий домик, это действующий музей. Тоня значилась в документах еще XVII века, но в годы советской власти чуть было не канула в Лету. Воссоздал ее в прежнем виде Александр Комаров, энтузиаст, каких мало осталось. Любовь к родному краю, его истории, культуре, природе никогда не позволяла ему сидеть на месте. Он ходил в экспедиции по всему Кольскому полуострову, вытаскивал из болот и восстанавливал самолеты времен Великой Отечественной. Тоню, насколько мог, он восстановил в ее прежнем виде, создав историко-культурный музей под открытым небом. Здесь так же, как и сотни лет назад, неводом ловят рыбу, готовят на печи и жгут лучину. Для туристов есть пара домиков, где можно на некоторое время спрятаться от шумной нервной жизни, погрузившись в шум моря, крик чаек и тихую прозрачность соснового леса. Вечером можно попариться в бане с промежуточными окунаниями в Белое море, поесть свежей копченой рыбы и попить чая из самовара. Ничего лучше для финальной точки почти шестисоткилометровой экспедиции и не придумать.

Надо сказать, что Кольский полуостров настолько опьянил своей самобытной красотой, что следующий визит на него был осуществлен спустя полтора месяца, только забрались мы еще дальше на север, в зону бескрайних тундр. Целью поездки был знаменитый полуостров Рыбачий, где находится самая северная точка европейской части России и где во времена Второй мировой более трёх лет шла ожесточённая позиционная война. Но об этом уже в следующем номере.

Автомобиль
Поездка была осуществлена на УАЗ 3151 с военными мостами и двигателем 2,5 литра. Внедорожник оснащен лебедкой Warn 6000 с тяговым усилием 2700 кг, мощным передним бампером, амортизаторами Rancho 9000 с 5-ступенчатой регулировкой жесткости хода отбоя, резиной Michelin XZL 7,5 R16, анатомическими сиденьями UNP, прибором спутниковой навигации GPS Garmin 120, подключенным к ноутбуку Panasonic CF-25 в ударопрочном пыле- и влагозащищенном корпусе с установленным программным обеспечением OZI Explorer, позволяющим работать с географическими картами в режиме «привязки» к реальному местоположению, Си-би радиостанцией Alan. На автомобиле была сделана частичная шумоизоляция и немного доработан двигатель (установлен карбюратор Солекс, «низовой» распредвал, воздушный фильтр большой пропускной способности). Весь маршрут, а это почти 5000 км, УАЗ прошел, не создавая никаких проблем, а обратный путь от города Апатиты до Москвы он промчался за 29 часов.

Polar off-road club
Небольшой дружный коллективчик хмурых с виду ребят, которые после седьмой-восьмой рюмки оказываются совсем другими, имеет в своем составе одного твердого трезвенника и один Land Rover Discovery, а также много УАЗиков и пару «Нив». Сейчас уже стал образцом для подражания и координатором для новых, только создающихся клубов Мурманской области. Проводит внедорожные соревнования (список можно найти в сводном календаре off-road мероприятий, опубликованном в этом номере). Может помочь советом при подготовке маршрута путешествия или делом в случае возникновения нештатной ситуации.