Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Оснащение Инвентарь
Инвентарь
Hi-Lift Jack
Лебёдки
Радиосвязь
Пилы
Sandtrack
Тросы и канаты
Экипировка
Другое
Навигация
Узлы и агрегаты
Узлы и агрегаты
Подготовка вездехода
Товары по теме

CB-radio

Статья подготовлена Клубом "ВЕЗДЕХОД"
http://autoclub.narod.ru


Несколько слов о СВ-радиосвязи...

"Телефонозаменитель"

Бытует мнение, что СВ связь-это дешевый заменитель сотового телефона. Как следствие, при покупке телефона отпадает нужда в СВ. Это заблуждение. "Сферы деятельности" СВ и мобильных телефонов четко разделены, хотя СиБишку можно подключить к телефонной линии (для этого существуют "телефонные интерфейсы") и получить некое подобие "мобилы", правда работающее в симплексном (нажал-сказал, отпустил-выслушал ответ) режиме, и с весьма спорным качеством связи. Можно, также обратиться к операторам, работающим в эфире, с просьбой набрать номер, и передать от Вашего имени информацию. Оба описанных способа, скорее редкость, хотя "выход" в телефонную сеть через оператора с достаточно активно используется в крупных городах, где в СВ диапазоне работает множество различных служб.

Совсем немного истории…

СВ (гражданский диапазон) своим возникновением и названием обязан Соединенным Штатам Америки, где впервые, диапазон 27 Мгц был выделен для свободного общения в радиоэфире. Многие дома, большая часть легковых машин, и почти все грузовики в Америке 60-80х. были оборудованы радиостанциями, и СВ победоносно шагал по миру, как самое демократичное средство гражданской радиосвязи. С развитием радиотелефонных сетей, и с приведением их к нескольким всемирным стандартам, мобильный телефон стал значительно доступнее и удобнее "традиционной" радиосвязи, оттянув на себя большую часть пользователей. И все же СВ развивается, оставаясь незаменимым средством связи для профессиональных водителей, путешественников и организаций, нуждающихся в дешевой оперативной радиосвязи, а большинство известных производителей магистральных тягачей, междугородных автобусов, транспорта для туризма устанавливают СВ-станции на производимую ими технику прямо на конвейере.

Плюс-минус

К несомненным плюсам СВ можно отнести возможность поддерживать прямую связь между объектами, независимо от третьих лиц и организаций (операторов сетей). Это, также исключает абонентскую или повременную оплату. При соблюдении элементарных правил, можно обмениваться информацией с неограниченным количеством корреспондентов одновременно. В случае чрезвычаянного происшествия, практически в любой, точке мира у Вас есть дополнительная возможность получить помощь, т.к. во всех странах с развитой автомобильной инфраструктурой 9 канал СВ диапазона прослушивается операторами спасательных служб. В России такие службы начали организовываться недавно, но количество их постоянно растет. Есть в "Гражданском диапазоне" и несколько серьезных проблем. Первая, и самая основная-радиохулиганство. Как правило, хулиганы это проблема столиц и крупных городов, избалованных обилием средств коммуникаций, а жители небольших городов и сельской местности ценят и с трепетом относятся к любой возможности связаться с окружающими. Другой проблемой крупных промышленных городов является обилие в эфире посторонних шумов. В России диапазон 27 Мгц официально используется различными предприятиями для сброса индустриальных помех, что качеству связи, тоже не способствует. Существует в СВ еще один вид помех так называемые проходы. При определенном стечении обстоятельств и погодных условий, радиосигнал начинает отражаться от каких-то-там слоев атмосферы, затем от земли, и.т.д, в результате чего Вы можете громогласно слышать переговоры людей, находящихся за тысячи километров от Вас. Против проходов было придумано достаточно действенное средство-"Российская сетка" каналов (все каналы "Российской сетки" сдвинуты на 5Кгц), но из-за того, что большинство производителей выпускают станции без возможности ухода в "Россию", а переделка средней станции стоит у "умельцев" порядка 10$ это новшество надолго не прижилось.

Железяки

Базовый автомобильный комплект представляет собой, собственно радиостанцию и автомобильную антенну, соединенные, 50 Омным коаксиальным кабелем. Как дополнительное оборудование, для увеличения дальности связи может использоваться усилитель (в народе "кирпич"). При использовании радиостанции дома ("базой") потребуется двенадцативольтовый блок питания, т.к. большинство радиостанций рассчитаны на подключение к автомобильной сети и "базовая" антенна, устанавливается либо на крыше здания, либо на балконе (балконная). Самый мобильный комплект- это портативная радиостанция (рация, портативка), состоящая из, собственно, радиостанции, аккумуляторного отсека и антенны, собранных в один блок. Как правило, портативная радиостанция-это полноценное радиопередающее устройство, собранное в очень маленьком корпусе, чем объясняется, относительно высокая цена.(40-150$) Низкая дальность связи портативки обусловлена использованием "эрзац" антенны, малого размера, не отвечающей основным требованиям, предъявляемым к этому устройству.

Выбираем трансивер

Для использования за пределами крупных городов, вполне достаточно аппарата имеющего 40 каналов (сетка С), частотную модуляцию (FM), и мощность 4.5Вт (стандарт). Средняя стоимость такой станции от 20 до 70$ . Наличие большего числа каналов лишним не будет, особенно в крупных городах с "густонаселенным" эфиром, но увеличивает стоимость станции (50-100$). Многоканальные (более 40 каналов) станции, обычно, обладают такими дополнительными функциями, как возможность работы в амплитудной модуляции (в России практически не используется), и некоторыми опциями, упрощающими работу со станцией (одновременное прослушивание нескольких каналов, занесение в память часто используемых каналов и.т.д.), некоторые из них имеют выходную мощность до 10 Вт. Радиостанция крепится в салоне в легкодоступном месте и подсоединяется к бортовой сети автомобиля (во избежание помех и наводок из сети, запитывать р.с. рекомендуется непосредственно с аккумулятора). Для работы с радиостанцией используются специальные антенны длинной от 1.5м (использование антенн от радиоприемников, кусков провода, или других заменителей приводит к выходу станции из строя). Автомобильные антенны, по способу крепления делятся на две группы-магнитные и врезные. Магнитные антенны легко устанавливаются и демонтируются на крыше Вашего авто, но при поездках по лесу их приходится переставлять на капот, т.к. низко свисающие ветки могут ее сбить. При выборе такой антенны обратите внимание на диаметр ее основания-магнита, он должен быть не менее 130мм , и плотно прижиматься всей плоскостью к кузову автомобиля. Врезные антенны крепятся к кузову стационарно, через просверленное отверстие, или на специальном кронштейне к водостоку крыши (обратите внимание "масса" врезной антенны обязательно должна иметь контакт с массой автомобиля). После установки, антенна соединяется с радиостанцией (кабель для соединения со станцией, как правило продается в комплекте с антенной), и настраивается. Настройка антенны заключается в изменении ее длинны, для достижения максимально малого КСВ (коэффициент стоячей волны). Для нормальной настройки антенны используется специальный прибор (КСВ метр), покупать его необходимости нет (стоимость 10-20$), достаточно взять его "на 5 минут" у друзей. Идеальным местом для установки антенны является середина крыши, затем по убывающей, водостоки, крылья, и последнее дело бампера и "кенгурятники". Правильно настроенный комплект станция-антенна обеспечивает связь между двумя автомобилями на расстоянии 5-30км, в зависимости от параметров и места установки антенны, рельефа местности, наличия между объектами посторонних предметов и загруженности эфира помехами. Как говорят профессионалы-"Лучший усилитель-это антенна". Если Вы хотите увеличить дальность связи, то пригодится усилитель. Правда, в России, как и в большинстве других стран, использование р.с. и усилителей мощностью более 10Вт официально запрещено, но наши власти смотрят на это "сквозь пальцы". Если Вы решили устанавливать усилитель, имейте в виду, что при плохо настроенной антенне практически никакой прибавки в дальности связи не будет, зато весьма возможны проблемы с электроникой вашего авто (срабатывание сигнализации, самопроизвольное включение дворников и многие другие неожиданности, вплоть до остановки двигателя). Практически не имеет смысл и установка усилителя с выходной мощностью более 150Вт. Если ваша станция имеет мощность более 5 Вт, узнайте у продавца усилителя максимально допустимую мощность сигнала на входе. Подбирая усилитель, стоит отдать предпочтение отечественным моделям (они значительно дешевле и надежнее), имеющим защиту от перегрева, нарушения настроек антенны, и обрыва кабеля (стоимость их от 20 до 80$), но торопиться с его приобретением большого смысла, наверное, нет. В большинстве случаев, как показывает практика, установка усилителя экономически невыгодна. Если Вы почувствуете необходимость в нем, то всегда сможете его купить и установить (кстати, провода питания усилителя есть смысл тоже дотянуть до аккумуляторной батареи). Регистрируем, и в путь… Зарегистрировать, купленную в магазине, на рынке, или просто "с рук" радиостанцию очень просто: надо приехать с ней и с паспортом в ближайшее отделение госсвязьнадзора, заполнить бланк заявления, отправить денежным переводом сумму, около 200р. на указанный счет, и в течении недели забрать готовое разрешение. Вот и все. Ездить без разрешения не стоит, т.к. сотрудники ГИБДД хорошо знают, как выглядят различные радиоантенны, и у них могут возникнуть к Вам вопросы.

"Не учи собаку летать"

Напоследок несколько правил радиообмена. Вызывая кого-либо используйте позывные. Сначала назовите позывной вызываемого, потом свой. (например ""Три девятки" ответь "Вездеходу"", или для простоты ""Три девятки" "Вездеходу"") Не мешайте работать другим. Если канал, в котором Вы собирались пообщаться, оказался кем-то занят, смените канал. Для этого в перерыве разговора (не пытайтесь перебить говорящих, Вас не услышат) произнесите "Брэк", и когда разговаривающие Вам ответят, объясните им ситуацию и отзовите своего корреспондента в другой канал. 9 канал используется только для передачи экстренных сообщений. Посторонние разговоры в нем недопустимы. Если Вы приняли просьбу о помощи, сделайте все возможное, чтобы она была оказана. И, наконец, помните, что находясь в каналах общего пользования не стоит нецензурно выражаться и обсуждать государственные тайны.

Вот, пожалуй и все.
C радиоприветом!
Пи-пи-пии-пи-пи-пии.

Прислал Алексей (Декломп)

ALAN 78

YOSAN 2204
или ALAN 78


Общие хаpактеpиcтики:
Чиcло каналов: 200, евpопейcкая и pоccийcкая cетка
Вид модyляции: АМ, FM
Ток потpебления: 1.1 А
Диапазон pабочих темпеpатyp: -10...+55 С
Габаpиты:
       40 х 150 х 148 мм
Веc: 0.82 кг

Пеpедатчик:
Вых.мощноcть: 4 Вт
Глyбина модyляции: 85-95%
Девиация чаcтоты: +- 1.8 КГц

Пpиемник:
Чyвcтвительноcть пpи cигнал/шyм 10 дБ: не менее 0.5 мкВ
Избиpательноcть по cоcеднемy каналy (10 КГц):
не менее 65 дБ
Выходная мощноcть тpакта HЧ: 2 Вт
Сеpвиc:
Индикатоp ypовня пpинимаемых cигналов (S-метp).
Индикатоp ypовня выходной мощноcти.
Режим cканиpования каналов SCAN.
Режим пpиема на двyх каналах c пеpеключением DW.

Alan 95 plus

Alan 95 plus

Общие хаpактеpиcтики
Чиcло каналов: 400 (евpопейcкая cетка)
Вид модyляции: AM/FM
Диапазон pабочих темпеpатyp: -10 ... +55 С
Hапpяжение питания: 13.5В (9 батаpей), 10.9 - 15.6 В
Ток потpебления: 900 мА (пеpедача), 80 мА (пpием), 60 мА (save)
Размеpы (выc х шиp х глyб): 170 х 50 х 40 мм

Пеpедатчик
Выходная мощноcть: 4 Вт
Глyбина модyляции: 90%
Девиация чаcтоты: +- 2.0 КГц

Пpиемник
Чyвcтвительноcть пpи cигнал/шyм 10 дБ: не менее 0.25 мкВ (FM) 0.5 мкВ (AM)
Избиpательноcть по cоcеднемy каналy (10 КГц): не менее 65 дБ
Поpог pегyлиpовки шyмоподавителя: от 0.25 до 500 мкВ
Чаcтотный диапазон тpакта HЧ: 0.4 - 2.5 КГц
Выходная мощноcть тpакта HЧ: 0.5 Вт

Сеpвиc
Индикатоp номеpа канала и pежима RX/TX
Индикатоp ypовня пpинимаемых cигналов (S-метp)
Индикатоp ypовня выходной мощноcти
Пеpеключатель ypовня выходной мощноcти H/L
Режим экономии SAVE
Индикатоp pазpяда батаpей
Режим cканиpования SCAN
Подcветка LIGHT
Гнезда внешнего микpофона и наyшника
Блокиpовка клавиатypы

Все упомянутые названия, логотипы и товарные знаки являются собственностью соответствующих владельцев.  

Copyright © 2000INFORT®.  
E-mail: off-road@infort.ru