Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Машины О наших машинах
Наши машины
Фотогалерея
Товары по теме

Сверхвнедорожник

Илья Барсуков
Журнал «Полный привод 4х4» май-июнь 2003 г.



Человек всегда стремится превзойти самое совершенное, чтобы получить сверхсовершенное.

Судите сами - сверхзвуковой самолет, сверхбыстрый автомобиль, сверхчеловек наконец. Умами многих покорителей бездорожья уже давно овладела мысль о сверхвнедорожнике. Вот один из удачных примеров.

Рецепт получения сверхсовершенного в условиях домашней мастерской прост, как и все гениальное. Нужно взять за основу нечто очень качественное, но все же несовершенное и добавить к нему недостающую до совершенства часть.

Именно по этому пути и пошел Максим Кармалицкий при «закладке» своего сверхвездехода. Будучи ранее владельцем неплохо подготовленного УАЗа, он прекрасно понимал все плюсы этого автомобиля. Однако душа, как говорится, хотела большего. К тому же процесс строительства для него оказался гораздо более занимательным, чем процесс эксплуатации. И тогда было решено взять то самое лучшее, что есть у УАЗа - военные мосты - и приспособить их к удачно подвернувшемуся Daihatsu Rocky как раз с разломанным передним мостом. Вполне естественно, что цена машины была весьма символической, хотя все остальное в ней было абсолютно в нормальном состоянии, даже фирменный кожаный руль Momo, сделанный специально для Daihatsu (о чем свидетельствовал нарядный шильдик), не был никем изъят на сувениры. К этому нужно прибавить еще и сразу бросающиеся в глаза короткие свесы, и выдающий себя характерным шумом дизельный мотор и небольшие габариты. Короче говоря, автомобиль приглянулся сразу. Но вероятный владелец, будучи по долгу службы человеком осмотрительным, решил дополнительно пособирать информацию об этом чуде японского джипостроения. Чудо оказалось на деле самым расчудесным. Максим узнал, что фирма Daihatsu имеет самое прямое отношение к концерну Toyota, что дизель у Rocky объемом целых 2,8 литра и оснащен турбонаддувом, а в заднем мосту установлен самоблокирующийся дифференциал. Серьезный автомобиль - подумал Максим, но все же решающим фактором, который и перевесил чашу весов в сторону «надо брать», стал именно кожаный руль Momo. Уж если такой всемирно известный производитель не гнушается ставить рядом со своей эмблемой фирменный знак Daihatsu, да еще не где-нибудь, а на рулевом колесе, то похоже, что Daihatsu действительно серьезный внедорожник - решил Максим и, зажав в кулаке в кармане заветную сумму денег, разделявшую пока его и ставший уже любимым автомобиль, поехал за покупкой.

Rocky оказался хорош всем. И моторчик что надо - тяговитый и шустрый, и маневренный, и в салоне после старого тентованного УАЗа как-то уютнее. Поэтому новый хозяин, переживая тот приятный приступ эйфории, который охватывает заядлого автолюбителя после покупки очередной машины, даже начал подумывать об отказе от военных мостов УАЗа. Тем более жалко было расставаться с «живым» еще самоблоком в заднем мосту. А уж как умиляла заводская вентиляция картеров трансмиссии - все сапуны были выведены высоко в стойки кузова. Но все равно в проходимости Rocky был слаб. Идущие под мостами рессоры, как четыре огромных скребка, работали на грязезадержание, длинные главные пары в мостах (передаточное число 3,36) могли проворачивать в грязи только стандартные маленькие колеса. Ни о каких хотя бы 35-дюймовых покрышках и думать было нечего. А хотелось-то супервнедорожник, чтобы по любому бездорожью, как по асфальту. Поэтому вопрос установки уазовских мостов опять стал разрушать мозг счастливого владельца Rocky.

Скрещивание

Вскоре мосты были приобретены, и работа закипела. Естественно, они не ставились на штатные места, а переносились под рессоры. Тем самым сразу убивалось два зайца. Первый, самый жирный: у машины значительно улучшалась проходимость из-за того, что под мостами ничего не висело. Второй - автомобиль таким образом еще и «лифтовался», и теперь можно было без проблем ставить огромные «катки», тем более, что передаточное число военного моста - 5,38 давало свободу необузданной фантазии в этом вопросе.

Конечно, такого рода операция не могла пройти легко и непринужденно. Пришлось переносить места крепления задних рессор, сами задние рессоры заменить на длинные малолистовые уазовские. Передний мост был немного «довернут» для того, чтобы обеспечить оптимальный угол работы крестовины. Понятное дело, переделке подверглись и карданы, и передняя рулевая тяга, идущая от рулевого механизма к сошке. Передние амортизаторы позаимствованы от «Газели», а задние от БТР. В общем, все это потихонечку собралось и поехало. Встал вопрос выбора колес. Поскольку проходимость машины ставилась во главу угла, то все очень быстро свелось к резине Super Swamper. Она и едет хорошо и, что важно, имеет огромную линейку типоразмеров, и все они доступны в России. Протектор TSL - это результат личных пристрастий владельца, а размер колеса 38 дюймов был рассчитан исходя из величины крутящего момента, приходящего на колесо. По всем выкладкам получалось, что с такими шинами Rocky будет уверенно идти по бездорожью и вполне приемлемо по трассе. Покрышки собрали на стальных дисках 15x10 дюймов. Дорожный просвет получился равным 39 см! У Урала на самой большой резине «всего» 40 см. Комментарии, как говорится, излишни.

Обновление гардероба

Закончив с техчастью, Максим приступил к формированию силового облика своего теперь уже почти сверхвнедорожника. До разумного совершенства теперь оставалось всего несколько шагов. Но каких! Сперва была поставлена лебедка с тяговым усилием 3800 кг (Т-МАХ8500) и сварен мощный передний бампер, к которому был приспособлен изящный кенгурятничек. Деревья им, конечно, раздвигать не будешь, но зато красиво, да и все равно валялся в гараже без дела. Затем настал черед расширителей крыльев - хватило одной поездки по проселку после дождя. В ход пошла рулонная пластиковая лента Sparco. После сварили пороги, багажник, задний бампер, поставили шноркель. Снаружи Rocky обшили рифленым алюминием - и красиво, и практично - не так царапают ветки.

Затем пришел черед салона. Переделывать за японцами ничего особо не пришлось - это вам не УАЗик, где есть простор для творчества. Здесь замене подверглись только передние сиденья: поставили анатомические с хорошей боковой поддержкой. После установки магнитофона Максим решил, что сверхвнедорожник можно признать пригодным к эксплуатации и перешел к обкатке.

Первая десятка

К моменту написания этого материала cвepxRocky проехал первые свои десять тысяч в новом обличье. Большую часть, естественно, по асфальту, но примерно пятую часть -по бездорожью. Были и болота, и тяжелые броды, и выматывающие разбитые грейдеры. Конструкция доказала свою полную работоспособность и заложенную в расчетах универсальность. Ни одна поломка не омрачила хозяину радость от постройки сверхвнедорожника. Работоспособность автомобиля мне довелось наблюдать во время нашей экспедиции по северу России (репортаж о ней читайте в одном из следующих номеров). Комфортная скорость движения по шоссе у этого монстра - 90 км/ч. Будь на машине радиальная резина, она была бы выше. Что считать бездорожьем для этого Rocky? Непростой вопрос, поскольку там, где слегка лифтованный Toyota Land Cruiser 80 на колесах BF Goodrich Mud Terrain 33x12,5 идет с трудом, Rocky едет без проблем на заднем приводе.

Вот такой сверхвнедорожник появился на свет благодаря смекалке и умению его хозяина. И главное, что он не стал чем-то вроде трактора, а остался автомобилем, сохранив столь ценную во вседорожнике универсальность.