Не просто Plymouth.
Plymouth Trailduster.
Сергей Иванов Фото Андрей Казмин Журнал «Полный привод 4х4» сентябрь-октябрь 2003 г.
Пути господни неисповедимы. В жизни любого из нас может произойти все, что угодно, а уж об окружающих предметах и вещях и вовсе говорить не приходится. Вряд ли люди, собиравшие американский внедорожник Plymouth Trailduster в далеком 1979 году могли предположить, что вместо полей аризонщины или оклахомщины колеса этого автомобиля будут месить нашу родную российскую грязь, да еще как месить!
Plymouth Trailduster, еще известный как Dodge Ramcharger, представляет собой популярный в США тип внедорожника рамной конструкции с неразрезными мостами на полуэллиптических рессорах с простой раздаткой без межосевого дифференциала и кузовом, в очертаниях которого явно просматриваются «пикаповские» корни – совсем как у внедорожника Chevrolet K5 Silverado, материал о котором опубликован в прошлом номере «Полного привода 4х4». Только тогда речь шла о приведении автомобиля в ходовое состояние с последующим тюнингом, а на этот раз его владелец задумал сделать из машины внедорожного “монстра” категории ТР3 для трофи-рейдов. Plymouth подготовлен столь тщательно и аккуратно, что этому уровню может позавидовать иная спортивная команда. Справедливости ради можно сказать, что работа над внедорожником продолжалась целых два года.
Что же было сделано в этом и без того достойном автомобиле, в названии которого, возможно, крылась его будущая судьба? Ведь Trailduster можно дословно перевести с английского как грязепроходец. Как любой порядочный гоночный автомобиль, этот Plymouth был “посажен” на диету. Нет, ему не было отказано в посещении любымых вероятно его прежними американскими владельцами забегаловок McDonalds, просто он прошел обычную для таких случаев процедуру удаления “жира”. Кузов облегчали везде, где только можно. Капот лишился усилителя, двери – внутренних силовых панелей, а заднюю часть решили сделать короткой и, вообще говоря, условной. Раму за задним мостом укоротили и сделали новое заднее “оперение” из тонкого стального листа. Но тут-то и выяснилось, что в борьбе с лишним весом переусердствовали – задние колеса оказались недогруженными. Пришлось менять развесовку как обычными методами путем размещения в кузове за сделанной заново перегородкой между кабиной и грузовым отсеком сдвижным окном бензобака на 200 л, аккумулятора, инструмента, компрессора, запаски и хайджека, так и необычными – наращиванием бортов, от чего кузов при виде сбоку получил довольно динамичный вид. Сзади его еще “догрузили” лебедкой Warn с тяговым усилием 8000 фунтов, что составляет около 3600 «наших» кг. Лебедка этого же производителя стоит и спереди, только она развивает тягу 12000 фунтов (около 5400 кг). Для установки передней лебедки был сделан изящный передний “отбойник”.
В отличие от некоторых прототипов ТР3, двигатель этого внедорожника остался таким же, каким он был до начала всех работ над машиной. Это довольно надежный V-образный восьмицилиндровый мотор объемом 5,9 литра с карбюратором. Штатная система зажигания уступила место проверенной и ремонтопригодной в полевых условиях от ЗиЛ-130 с механическим прерывателем. Подача воздуха к карбюратору осуществляется через два шноркеля на передних стойках крыши, затем он поступает к двум воздушным “волговским” фильтрам, а конечной целью его путешествия является заваренная “банка” штатного воздушного фильтра. Глушитель взяли от Grand Cherokee и для большей «убедительности» повесили его на цепях.
Необычно “выглядит” на таком внедорожнике трехступенчатый “автомат” с переключением передач рычагом на руле. Коробка прошла неизбежный для такого случая тюнинг: гидротрансформатор заблокирован, а стандартные фрикционы уступили свое место спортивным. Масло коробки передач охлаждается в два приема. Сначала “холодным” после радиатора двигателя антифризом через специальный теплообменник, а затем, если этого будет недостаточно, электровентилятором, продувающим отдельный масляный радиатор. Поначалу была мысль объединить радиаторы двигателя и коробки, но затем от нее отказались для простоты обслуживания и ремонта. Кстати, радиатор на этом Plymouth Trailduster от ЗиЛ-130. Раздаточная коробка осталась без изменений, она имеет цепную передачу, «направляющую» крутящий момент на передние колеса, и как уже говорилось, межосевой дифференциал в ней отсутствует как класс. У раздатки четыре положения: нейтраль, только задние колеса, полный привод и “пониженный” полный привод (передаточное число 2,5). Ведущие мосты имеют главные пары с передаточным отношением 3,55, задний мост оснащен самоблокирующимся дифференциалом. Спереди в качестве шарниров привода колес применены обычные крестовины.
Как положено, кузов внедорожника лифтован для размещения в арках и свободного вращения даже в “предельных” режимах специальной грязевой резины Super Swamper Bogger размерностью 37 дюймов, «обутой» на японские колесные диски Enkei. Величина лифта составила 4 дюйма, дополнительно были “вбиты” клинья между рессорами и мостами для разворота крестовин карданов на более благоприятные углы. Для улучшения геометрической проходимости раздаточная коробка была “поднята” на раме, для чего пришлось переделывать ее крепление и удлинять карданные валы. Раздатка обладает довольно крупным плюсом: выходные валы оканчиваются фланцами как, например, на “Ниве”, а не шлицами, как сделано у Jeep Cherokee. В задней подвеске для увеличения хода отбоя применено интересное конструктивное решение, известное как buggy springs. Суть его состоит в том, что задняя серьга рессоры закреплена не на кузове, а соединена с ним через дополнительный упругий стальной лист, имеющий подвижность только в нижнем направлении. Действие этого приспособления мы отлично наблюдали, когда внедорожник “крестился” на диагональном вывешивании колес. Рессоры при этом закручивались “винтом”, а задняя точка «опоры» рессоры заметно опускалась. Хода сжатия подвесок, наоборот, уменьшились для предотвращения задевания колес за арки за счет переноса ограничителей от “Газели” ближе к рессорам, однако на комфорт езды по шоссе это не повлияло. Амортизаторы взяты из ассортимента фирмы Rancho – на каждое колесо приходится по одному амортизатору.
Салон внедорожника, а точнее то, что от него осталось после установки перегородки, также сильно изменился. Экипаж защищает каркас безопасности, к нижним поперечным трубам которого жестко крепятся сиденья от Land Rover Defender. Почти все элементы каркаса “обхвачены” паролоном для травмобезопасности, а потолок и двери изнутри оклеены специальным “мягким” материалом с имитацией ромбической простежки в стиле шестидесятых - семидесятых годов, что очень подходит этому Plymouth Trailduster. Стекла в дверях сделаны съемными, они жестко фиксируются в двух положениях – полностью закрытом и полностью открытом. Панель приборов выполнена в чисто гоночном стиле. Основание ее сварено из тонких стальных труб, а спереди к ним крепится алюминиевый лист – вот и все. На ней нет ничего лишнего, перед водителем “жигулевские” приборы, по центру расположена группа автоматических переключателей, работающих по принципу бытовых пакетников. Каждый является своего рода предохранителем, отвечающим за свой участок электрической схемы, и снабжен соответствующей надписью. Так что сразу видно, где что случилось. Проводка у этого Plymouth полностью оригинальная, что частично было вызвано переходом на отличную от стандартной систему зажигания. Перед штурманом установлен Tvertrip – российский аналог Terratrip, прибора, позволяющего работать с «легендой». Автомобиль оборудован системой навигации GPS Garmin и СВ-радиостанцией. За сиденьями разместились два дополнительных электрических компрессора.
Внедорожник получился знатным. Ну как на таком красавце не поездить? Мы направились в ближайший к месту постоянного проживания машины лес, который служит испытательным полигоном. Двигатель работает как у грузовика, да и по высоте Plymouth никак не примешь за легковой автомобиль. Внедорожник легко перекатывается через корни и лежащие небольшие деревья не снижая скорости, да и месит грязь в колее он с удовольствием. Мы увлеклись его “жизнерадостностью”, но наш оптимизм был слегка подорван разбортировавшимся во время энергичного проезда по глубокой колее с водой колесом. Ребята сказали, что это уже не первый раз, видимо по причине слишком широких дисков или неправильно подобранного давления воздуха в шинах, колеса не хотят оставаться на своих местах. Что же, есть повод для дальнейших экспериментов, а пока нам, автору и фотографу, предстояло самим испытать небольшое приключение, знакомое каждому трофисту. Сначала в ход идет хайджек, затем руками очищается по возможности колесо от грязи, после этого совместными усилиями всех присутствующих надо прижать шину к закраине диска и подать давление воздуха. Теоретически все просто, но на практике пришлось основательно потрудиться, прежде чем мы смогли продолжить движение. Зато сколько эмоций!
Наш знакомый Plymouth Trailduster после всех путешествий и перемен родился заново благодаря отличной работе механиков Вячеслава Большакова и Сергея Соболева, сотворивших это чудо на колесах. Впереди его ждет трудная напряженная жизнь прототипа категории ТР3. Пожелаем удачи этому интересному автомобилю и его экипажу. До встречи на трассах набирающих все большую популярность трофи-рейдов.
|
|