Летающий грузовик
Владимир Константинов Фото автора Журнал «Полный привод 4х4» ноябрь-декабрь 2003 г.
Пять лет, начиная с 1982 года, грузовики Mercedes никому не уступали первого места на «Дакарах». Вслед за победой Daf в 1987 году наступил черед Perlini и Tatra. КамАЗ дебютировал в 1990 году, и уже год спустя камские грузовики заняли второе и третье места. Потом были победные подиумы на «Мастер ралли» и, наконец, два первых места на «Дакаре-96». В этом году команде Камского автомобильного завода исполнилось 15 лет и, несмотря на напряженную работу по подготовке к очередному январскому марафону, ее бессменный руководитель Семен Якубов пригласил наш журнал в Набережные Челны.
Последний раз на спортивном КамАЗе мне довелось проехать от Венсанского леса до Эйфелевой башни в 2000 году. Но разве можно сравнить ощущения от езды по набережным Сены с пусть даже короткой прогулкой по закамскому бездорожью? И хотя Владимир Чагин пролетел не более 19 километров по извилистой грунтовке всего лишь под 100 км/час, на финише я с облегчением расстегнул пятиточечные ремни и вылез из штурманского кресла Sparco с таким ощущением, будто пересчитал ребрами все ступеньки девятиэтажного дома. А ведь экипажу в таком ритме приходится проходить от 500 до 800 км в день в течение двух недель, ориентируясь на незнакомой местности, да еще в условиях африканской жары. Так что тем, кто думает, что ралли-рейды - несерьезный вид спорта, можно рекомендовать пройти хотя бы один трамплин в кабине спортивного КамАЗа. Сегодня благодаря многочисленным победам команды «КамАЗ-мастер» на многих этапах Кубка мира FIA по внедорожным ралли и в марафоне «Дакар» камские грузовики без преувеличения известны во всем мире и поставляются более чем в 30 зарубежных стран. Недаром четыре последних года Камский автозавод признается лучшим экспортером российского автопрома. Причем основные экспортные поставки большегрузов с берегов Камы идут в те страны и регионы, где проходили трассы супермарафонов, ставшие уникальным полигоном для испытаний новых инженерно-конструкторских разработок в экстремальных эксплуатационных условиях. Однако меняющийся, частенько в пользу соперников, технический регламент гонок не дает почивать на лаврах. Согласно новым установкам перед началом прошлогоднего «Дакара» команде пришлось принципиально изменить компоновку автомобиля, по сути построить новый. При чрезвычайном дефиците времени камазовцы сумели внести необходимые конструктивные изменения и на этом единственном неиспытанном экземпляре выиграть гонку. В этом году потребовалось подтвердить серийность выпуском 15 грузовиков – аналогов спортивного - и провести их омологацию. И с 2003 года был запущен в серию уникальный по своим техническим и эксплуатационным качествам грузовик – экстремал «КамАЗ-4911».
Этот полноприводный грузовик-вездеход нам и продемонстрировали незадолго до отъезда камазовской спортивной команды на последний этап Кубка мира сезона 2003 года, проходивший в Эмиратах. Представляя «4911-EXTREME», генеральный директор ОАО «КамАЗ» С.А.Когогин подчеркнул, что «он не является привычным образцом технической эволюции в модельном ряду автомобилей Камского автозавода» и успел беспрецедентно стремительно завоевать безупречную репутацию. Ведь это его спортивный аналог был первым на финише «Дакара-2003». Нареченный «летающим грузовиком», он успел произвести фурор на апрельской выставке военной техники и вооружений IDEX-2003 в ОАЭ. Конечно, в стильной спортивной упаковке 4911 выглядит эффектнее своего серийного собрата, и дело не только в сияющем сочетании цветовой гаммы – белая кабина, синий кобальт кузова, темно-синяя нижняя часть борта, но в самом силуэте кузова, обеспечивающем замечательные аэродинамические показатели. И если его внутренняя компоновка подчинена прежде всего спортивным задачам, то технические характеристики, по словам конструкторов полностью соответствуют серийному, предназначенному для экстренной доставки грузов в труднодоступные районы. Быстро двигаться по пересеченной местности ему позволяют энергоемкая подвеска и мощный силовой агрегат в 730 лошадиных сил, а именно двигатель ЯМЗ-73846 производства ОАО «Автодизель», с двумя турбокомпрессорами, и системой охлаждения наддувочного воздуха. Кроме того, в системе двигателя и автомобиля применены такие решения, как трехступенчатая система фильтрации топлива, в которой использованы импортные фильтры со сменными элементами и электрические подкачивающие насосы для быстрого обслуживания и прокачки системы, в системе фильтрации воздуха стоит воздушный фильтр с двумя элементами и предочистителями, на двигателе -пластмассовый вентилятор с автоматически включаемой вязкостной муфтой, а для более эффективного охлаждения двигателя установлены два алюминиевых водяных радиатора. Еще одна особенность автомобиля КамАЗ-4911 заключается в совокупности жесткого крепления кабины к раме и кресел к кабине. Это позволяет водителю чувствовать все нюансы поведения грузовика на дороге, тогда как каркас безопасности (да-да в обычной «гражданской» машине), изготовленный из труб диаметром 60 мм, надежно защищает экипаж. Естественно, спортивная комплектация отличается анатомическими креслами, дополнительными фарами, электрической лебедкой, защитой воздухозаборников и колесами с шинами Michelin. Учитывая возможные сюрпризы от соперников, инженеры команды ищут пути совершенствования гоночного грузовика, прежде всего за счет снижения его массы. Словом, подготовка к «Дакару» идет полным ходом, и если в других отсеках НТЦ уже в пять часов не было ни души, то на стапелях команды никто не собирался складывать инструмент и в начале восьмого. «Обычная история»,- прокомментировал Семен Якубов. – В этот период мы работаем без выходных. К тому же для нас результат этого «Дакара» особенно важен, так как мы намерены доказать, что победы нашего нового грузовика не были случайностью». Задача непростая, ведь еще задолго до окончания приема заявок в предварительном списке грузового зачета числились 25 грузовиков. И это не считая основных соперников...
Весовые параметры и нагрузки |
Снаряженная масса, кг |
9 400 |
Грузоподъемность, кг |
5 500 |
Полная масса, кг |
16 000 |
Характеристики А/М полной массой 15 600 кг |
Максимальная скорость, не менее
(при применении шин фирмы Michelin) км/ч |
165 |
Наибольший преодолеваемый подъем, не менее % |
60 |
Наружный габаритный радиус поворота м |
11,3 |
Силовая установка модель 7Э846 |
Тип |
Четырехтактный |
Количество цилиндров, шт |
8 |
Расположение цилиндров |
V-образное с углом развала 90° |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм |
140х140 |
Рабочий объем, л |
17,24 |
Масса двигателя, кг |
1380 |
Номинальная мощность, кВт/л.с. |
538 / 730 |
при частоте вращения, об/мин |
2500 |
Максимальный крутящий момент, Нм/Кгм |
2700 / 275 |
при частоте вращения, об/мин |
1300 0 1400 |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт - час |
211 |
Число клапанов в цилиндре |
Два впускных, два выпускных |
Трансмиссия
Сцепление фирмы Fichtel und Sachs: однодисковое, сухое, фрикционного типа.
Ведомый диск диаметром 430 мм.
Привод сцепления гидропневматический.
Коробка переключения передач 16S251 фирмы ZF: механическая 16-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах
Передаточные числа КПП |
Н |
13,80 |
Н |
9,49 |
Н |
6,53 |
Н |
4,57 |
Н |
3,02 |
Н |
2,08 |
Н |
1,43 |
Н |
1,0 |
Н |
12,92 |
1В |
11,54 |
2В |
7,93 |
3В |
5,46 |
4В |
3,82 |
5В |
2,53 |
6В |
1,74 |
7В |
1,20 |
8В |
0,84 |
3ХВ |
10,80 |
Передаточные числа КПП |
Раздаточная коробка фирмы STEYR VG2000/300
Передаточные числа раздаточной коробки |
Н |
1,536 |
В |
0,890 |
|
|