Магазин Карта сайта
Самые интересные события в мире off-road
самое интересное в мире off-road
Новости Спорт Общение Опыт Фото и видео
Машины О наших машинах УАЗ
Наши машины
Фотогалерея
Товары по теме

Большое монстростроение

Сергей Виноградов

После того как было принято решение строить специальную машину для борьбы с бездорожьем, начались поиски УАЗа. Первоначально планировалось прибрести не новый УАЗ — все равно было решено подвергнуть его серьезной модификации и таким образом сэкономить на начальных вложениях. Поиски подходящего экземпляра длились 2 месяца и не увенчались успехом: продавался либо откровенный хлам, затраты на восстановление которого перекрыли бы возможную экономию, либо «облагороженные» машины по цене, не отличающихся от цены нового. Причем, «облагораживание» носило характер повышения комфорта при езде в городе и по трассе, что в наши планы не входило.

 
Самая ранняя фотография «Тушкана»

В итоге был куплен абсолютно новый УАЗ 315192-037 с железной крышей, салоном «люкс», мотором ЗМЗ-410 и военными мостами, с частично синхронизированной коробкой передач и без гидроусилителя руля. За песочно-пустынный цвет и прыгучесть был назван «Тушканом».

К сожалению, фотографии «Тушкана» в «первозданном виде» не сохранилось. На этой фотографии уже произведен лифт кузова и подрезаны колесные арки.

Начитавшись УАЗбуки (www.uazbuka.ru), мы были готовы к тому, что масло будет капать из всех агрегатов, в которых оно должно быть по конструкции, что тормозить будет неравномерно и тянуть будет плохо, поэтому не обращали на это внимание.

В первый же день решили съездить в компанию под названием «Русские автомобили инвест» (www.rosauto.ru) и посмотреть, что они делают с УАЗами и сколько это стоит, чтобы принять решение о том, за что платить деньги, а что делать самостоятельно. План действий был прерван внезапно вытекшей тормозной жидкостью через один из передних рабочих цилиндров, что вместе с почти неработающим ручным тормозом делало перемещение в Москве в разгар рабочего дня проблематичным. Так получилось, что, доехав до «Русских автомобилей», мы «Тушкана» там и оставили и заодно сделали заказ на всякие работы.

В итоге представленная на фотографии «версия 2.0» отличалась от того «Тушкана», которого мы сдали, следующим образом:

 
«Тушкан». Версия 2.0
  1. Установлены дисковые тормоза спереди и сзади.
  2. Кузов отлифтован на 5 см с помощью стальных проставок.
  3. Колесные арки вырезаны.
  4. Изготовлен бампер, и в него установлена лебедка ComeUp DV-9000.
  5. Штатный аккумулятор заменен на два по 80 Ач, подключенных параллельно.
  6. Из карбюратора удалена «обкаточная» ограничительная прокладка.
  7. Проведено полное ТО с протяжкой головки блока, заменой масла по кругу и т. п.
  8. Вискомуфта вместе со штатным металлическим вентилятором заменена на пластиковую крыльчатку от ГАЗ-3307.
  9. Заменены колеса на BFGoodrich Radial Mud Terrain размером 35×12,5—15 на дисках 15×10, ET-45.

Путь домой был очень интересным: хоть УАЗ и стал тормозить совершенно нормально, т. е. не хуже любой нормальной легковушки, колеса такого размера без гидроусилителя поворачивать было проблематично даже на ходу. Кроме того, несмотря на удаленную «ограничительную» прокладку, мотор не желал раскручиваться, и УАЗ больше 60 км/ч не разгонялся.

«Тупой» разгон был вылечен дома вечером следующего дня: оказалось, что в двухкамерном карбюраторе К-151Ц открывалась только одна дроссельная заслонка, да и то только наполовину.

К рулению без гидроусилителя пришлось привыкать: ставить отечественный агрегат не хотелось, а иностранный найти не успели.

 
Первый выезд на природу

После недели поездок на работу я к УАЗу привык, и решено было совершить первый выезд на природу.

Во время выезда был замечен чрезмерный нагрев мотора. После недолгих изысканий установили, что к прокладке головки блока пришла «толстая полярная лисица», и ТОСОЛ уходит в цилиндры и в масло.

«Тушкан» снова оказался в «Русских автомобилях инвест», где после вскрытия мотора поставили диагноз — трещины гильз первого и второго цилиндров.

 
«Тушкан». Версия 2.1

Помимо ремонта двигателя, были проведены следующие работы:

  1. Дорезка колесных арок и изготовление расширителей из транспортерной ленты.
  2. Установка гидроусилителя рулевого управления (подошел ГУР от праворульного Nissan-Safari).
  3. Установка рулевого демпфера (от Toyota Land Cruiser 80).
 
«Тушкан». Версия 3.0

После повторной обкатки, протяжки головки блока и смены масла были установлены дополнительные световые приборы, уплотнители дверей, генератор на 110 ампер, тросики-веткоотбойники, антенна для GPS и крепление для него, а также 3 дополнительных гнезда прикуривателя для подключения компрессора для накачки шин и навигационного оборудования. Все работы проводились своими силами в гаражных условиях, только в установке генератора оказала помощь фирма «БРАВА» (www.brava.msk.ru).

В такой комплектации «Тушкан» участвовал в первом этапе «Партизан-Трофи» за 2003 год (4x4.filatkin.ru) в составе команды «БРАВА».

Опыт подсказал направление модернизации, и «Тушкан» был отогнан в Тверь, в Джип-клуб «Лебедушка» (www.lebedushka.tver.ru), для дальнейшего строительства, которое заключалось в следующем:

 
«Тушкан». Версия 4.0
  1. Были удалены штатные баки.
  2. В багажник установлен сварной бак из нержавеющей стали объемом 202 литра (фото).
  3. Изготовлен шноркель из алюминиевой трубы.
  4. Воздушный фильтр был заменен на фильтр от ГАЗ 3110 (фото).
  5. Были еще сильнее отрезаны колесные арки и обварены прямоугольной трубой, к которой были прикреплены все те же расширители из транспортерной ленты.
  6. Колесные муфты ЭЛМО были заменены на «трещетки» старого образца.
  7. Двери были отрезаны по нижнюю петлю вместе с порогами, их место заняли пороги из стальной трубы 76 мм и профнастила.
  8. Из этих же материалов сделан задний бампер.
  9. На место удаленного правого топливного бака перекочевал глушитель.
  10. Функция включения стартера была удалена из замка зажигания и выведена на кнопку.
  11. Изготовлено крепление для домкрата Hi-Lift (фото).
  12. В задние рессоры было добавлено по 2 листа.
  13. Лебедочный трос заменен на фиброкапроновый.
  14. Сапуны агрегатов трансмиссии выведены наверх.

В таком виде «Тушкан» совершил покатушку, посвященную дню рождения штурмана.

2. Сварной бак
4. Фильтр от ГАЗ 3110
11. Крепление
для домкрата Hi-Lift

Покатушка показала неудачное расположение глушителя — слишком близко с полу. При движении по снежной целине на второй пониженной пол так нагрелся, что мастика на нем стала плавиться и жутко дымить.

 
«Тушкан». Версия 5.0

Впоследствии выпускной тракт был мной самостоятельно переварен. В качестве глушителя используется резонатор от «Соболя» (фото), к которому прикреплен алюминиевый экран, срез выхлопной трубы выведен под правый порог.

Штатные амортизаторы были заменены на амортизаторы от ГАЗ-53, что заметно улучшило плавность хода по бездорожью.

Также было радикально переделано крепление рулевого демпфера (фото).

В такой комплектации «Тушкан» откатал БТ-1 (serii.sovintel.ru).

В качестве глушителя используется
резонатор от «Соболя»

Новое крепление рулевого демпфера

После БТ-1 были проведены следующие модернизации:

  1. Во все колеса установлены камеры.
  2. Удалена пластиковая панель приборов.
  3. Установлен тахометр от ВАЗ-2106.
  4. Установлен стационарный компрессор для накачки шин.
  5. Установлены в оба моста червячные дифференциалы повышенного трения.
  6. Заменен карбюратор на ДААЗ-4178.
  7. Переделана «короткая» рулевая тяга.
  8. Сделан «хитрый» воздухозабор в салон — теперь во время дождя в салоне сухо.
  9. К переднему бамперу приделано «ухо» для крепления крюка лебедочного троса (фото).
  10. Наверх кенгурятника приварены «усы» для быстрой укладки лебедочного троса (фото).

В таком виде «Тушкан» откатал Трофи-рейд под Тулой (serii.sovintel.ru) и Танковый прорыв (serii.sovintel.ru).

5. Червячные дифференциалы
повышенного трения
9, 10. «Ухо» и «усы»
для лебедочного троса

Во время Новогодних покатушек 2004 (serii.sovintel.ru) по всеобщему недосмотру за укладкой троса на барабан была сломана лебедка: у лебедки разломало часть корпуса и барабан. В срочном порядке была куплена точно такая же лебедка, разобрана, смазана и установлена вместо сломанной. Перспектива возможной замены лебедки на соревнованиях потребовала внести изменения в конструкцию бампера, так как снятие лебедки без снятия бампера было невозможным. Нижняя горизонтальная труба кенгурятника была отрезана болгаркой, на места срезов приварены уголки, и труба привинчена на то же место на болтах (фото).

Также в шланг от воздушного компрессора был внедрен фильтр-влагоотделитель, что практически полностью решило проблему образования льда внутри шланга.

В процессе соревнований и покатушек у экипажа возникали новые идеи по улучшению ездовых качеств УАЗа. К концу зимы 2003/2004 года было решено серьезно модернизировать подвеску и попытаться вернуть вискомуфту в привод вентилятора охлаждения двигателя.

Тушкан был отдан в работу Тверскому Джип-клубу «Лебедушка».

Были проведены следующие работы:

  1. Изменена конструкция подвески. Теперь она «комбинированная», т. е. вместе с штатными рессорами теперь трудятся пружины от Жигулей-классики. При этом из рессор удалены 4-е (если считать сверху) листы (фото: передние-1, передние-2, передние-3, задние, задние-1).
  2. Изготовлено крепление для бензопилы (фото).
  3. Задние колесные арки вырезаны еще больше.
  4. Заменены корпуса поворотных кулаков — в старых отверстия под рулевые наконечники уже стали овальными.
1. Передние-1
1. Передние-2
1. Передние-3
1. Задние-1

1. Задние
2. Крепление для бензопилы

Был также проведен эксперимент с вискомуфтой, который был признан неудачным: не удалось сделать точный переходник между муфтой и вентилятором, и к тому же муфта оказалась неисправной. Итог — мотор начал перегреваться. Пластиковый вентилятор от ГАЗ-3307 вернулся под капот.

Эффект от переделки подвески оказался удачным: в сочетании с правильно смазанными рессорами она стала «работать», перестала быть «дубовой» и, вместе с тем, не пробивается до отбойников на каждой большой кочке. Нормальная работа рессор в сочетании с пружинами выявила недостатки амортизаторов от ГАЗ-53 одностороннего действия. Они были заменены на однотрубные газонаполненные амортизаторы KONI (модель 30-1500).

Наступило УАЗоводское счастье — на дороге очень комфортно, стабильно, нет раскачки, курсовая устойчивость очень радует, а как замечательно проходятся длинные повороты на скорости около 80 км/ч — словно в подвеске присутствуют оба стабилизатора поперечной устойчивости. По пересеченной местности стало возможно ехать с гораздо большей скоростью, чем раньше. УАЗ прекрасно рулится и не стремится вогнать экипаж головами в потолок. Пробоев подвески замечено не было. Артикуляция подвески тоже сильно улучшилась. Ходы, конечно же, остались в пределах штатных, но зато теперь они есть!

Сайт Сергея Виноградова: serii.sovintel.ru

 
"Черная Каракатица"
Мастерская "Петроград"
"Каток" Сергея Лукина
УАЗ Сергея Виноградова
"Черная Каракатица"
Мастерская "Петроград"
"Каток" Сергея Лукина
LR команды "Трофи Лэнд"
Daihatsu Rocky ТР3
Plymouth Trailduster ТР3
Defender А.А.Трушникова
Тест двух СуперДефендеров
УАЗ Александра Кечина
Яндекс цитирования Rambler's Top100